Основные документы, предусматривающие меры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»

Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

Межведомственный комплексный план МТ РФ и МОиН РФ от 01.02.2016 № ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020»

Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)

ПРИКАЗ Минкультуры РФот 14 декабря 2015 г. N 3092ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 "О направлении Требований" (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)

Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2018 г. № 96О «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»



В 2014 учебном году МАОУ СПШ № 33 г. Старый Оскол включилась в реализацию долгосрочной целевой программы Белгородской области "Доступная среда на 2011-2015 годы" в качестве региональной инновационной площадки согласно приказу департамента образования, культуры и молодежной политики от 17 ноября 2011г. №3461 «О приоритетных направлениях деятельности инновационных площадок в сфере образования Белгородской области на 2011-2012 учебный год».

В рамках реализации данной программы в 2014г. школа получила оборудование для сенсорной комнаты. С января 2015г. в ней получают психолого-педагогическую помощь не только дети инвалиды, но и все обучающиеся школы, нуждающиеся в ней. Реализация программы инновационной площадки «Инклюзивное образование» позволит улучшить условия оказания обучающимся школы логопедической помощи. Специалисты образовательного учреждения прошли курсовую переподготовку в г. Белгород «Организация инклюзивного образования детей- инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» в рамках государственной программы РФ «Доступная среда».
Работа сенсорной комнаты направлена на биологическую обратная связь - метод психотерапевтического лечения, посредством которого пациенту с помощью сигналов внешней обратной связи (световой, звуковой, тактильной) подается информация о состоянии активности органов тела, тем самым пациент не только улучшает восприятие телесных функций, но и может нацелено влиять на них, контролировать свое состояние.

Сознательное участие пациента, безопасность и безвредность метода, универсальность применения, отсутствие побочных эффектов позволяют пациенту по инструкции специалиста формировать навык, близкий к норме, поддерживающий устойчивое

состояние. Занятия рекомендуется включать в психотерапевтическую практику для предупреждения формирования стрессов, в лечении психосоматических депрессивных и навязчивых состояний, гиперактивного поведения. Упражнения с оборудованием сенсорной комнаты эффективно применяется для общей и специфической тренировки на расслабление, для снятия стресса, головных болей, блокировки страхов и напряжения.

Рекомендуется посещать сенсорную комнату с целью:

  • Коррекции девиантного поведения у детей.
  • Снижение психосоматической патологии при лечении.
  • Следующих заболеваний: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, неврозы, болезнь Рейно, нейроциркуляторная дистония, мигрень и неврозоподобные состояния.
  • Устранение логопедических нарушений.
  • Абсолютные противопоказания отсутствуют.


Условия применения СК:

  • Сохранность интеллекта.
  • Возраст от 5 до 50 лет.
  • Отсутствие грубых нарушений психоэмоциональной и волевой сфер (выраженные нарушения заболеваний нервной системы и соматической патологии, умеренная или сильная депрессия).
  • Отсутствие выраженных расстройств системных заболеваний (судорожная активность головного мозга, гармонозависимая форма бронхиальной астмы, выраженные нарушения желез внутренней секреции).

В 2014 г. произведен ремонт и переоборудование туалетных комнат первого этажа универсальными кабинами, расширены дверные проемы для пользования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в 2014г. на крыльце здания школы установлен пандус.

Школа готова оказывать образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • • развитие инклюзивного образования;
  • • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • • формирование доступной среды.

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.


Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы

  • • 45% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур должен стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности;
  • • 20% образовательных учреждений должен стать полностью оборудованы для бучения инвалидов;
  • • 90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов;

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.


Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.


Маломобильные группы населения - это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • - инвалиды,
  • - люди с временным нарушением здоровья,
  • - беременные женщины,
  • - люди старших возрастов,
  • - люди с детскими колясками и т.п.

* Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

* Программа коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате для детей с ОВЗ

* Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ

* Оборудование сенсорной комнаты

* График работы сенсорной комнаты