БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ

 

Митрополит Макарий (Булгаков) –

 величайший историк и философ нашей Родины.

                                                                   Виктор Степанов – клирик храма Рождества Христова

Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный ученый 19 века. Церковно-историческая наука богата яркими талантами, такими как митрополит Московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), профессора Духовной Академии Александр Горский, Евгений Голубинский, Петр Знаменский, но особое место в русской церковной историографии занимает митрополит Московский и Коломенский Макарий.

Высокопреосвященный Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился в 1816 г. и с самой ранней юности посвятил себя Церкви. В год окончания Киевской Духовной Академии (1841 г.) будущий митрополит принял монашество и был оставлен в стенах Академии на кафедре Русской истории, церковной и гражданской. Первое же его сочинение по истории Киевской Духовной Академии привлекло к себе внимание ученых, а вышедшее в 1846 г. исследование иеромонаха Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви» стало свидетельством появления в русской исторической науке нового выдающегося исследователя. С 1857 г., будучи епископом Винницким и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, преосвященный Макарий начал издавать свою «Историю Русской Церкви», последний том которой увидел свет уже после кончины знаменитого ученого, почившего в сане митрополита Московского и Коломенского.

Обширные пастырские, преподавательские, церковно-организационные обязанности одного из высших иерархов Русской Православной Церкви не заслонили в жизни высокопреосвященного Макария призвания историка. Ученый милостью Божией, он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. Его перу принадлежат также работы из других областей церковной науки, в том числе знаменитый труд «Православно-догматическое богословие», в течение многих лет являвшийся основным учебным пособием по данному предмету в православных семинариях и Академиях. Заслуги митрополита Макария перед русской наукой были признаны и светскими учеными: высокопреосвященный Макарий был академиком Императорской Академии наук, действительным членом Общества любителей российской словесности.

Имя митрополита Макария — среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии, следом за ними идут имена знаменитых русских историков С. М. Соловьева, М. П. Погодина, А. Н. Муравьева, И. И. Срезневского.

Современники называли высокопреосвященного Макария «одним из достойнейших, просвещеннейших иерархов Русской Церкви», «известнейшим русским богословом и даровитым историком». И спустя много лет после его смерти исследователи признавали, что «по богатству фактического содержания и документальности изложения этот монументальный труд [История Русской Церкви] остается непревзойденным и до сих пор».

Эта оценка была повторена автором одного из последних исследований по истории Русской Церкви А. В. Карташевым: «Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его пока еще не превзойденная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу специального знания, какой является история С. М. Соловьева для общей истории России. Фактическая полнота соединяется и с новизной пущенных в ученый оборот материалов, особенно в изложении древнего периода»

Митрополит Макарий также известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию и проповедничеству.

Лекции его вышли в 1847 г. под названием «Введение в православное богословие», за которые автор получил степень доктора. В 1849 г. появился первый том «Богословия догматического», составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях.

В сокращенном виде «Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия» до сих пор издается как учебник. Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока. С 1846 г. начала выходить «История русской церкви» в 12 томах (13-й не был закончен в связи с кончиной митрополита Макария) - труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к «Истории» служит «История русского раскола, известного под именем старообрядчества».

Митрополит Макарий редактировал Харьковское издание «Христово Чтение», поместил в нем, а также в «Известиях Академии Наук» много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, он скоро приобрел много врагов. Его умеренно-либеральные взгляды вызывали резкое неприятие со стороны наиболее консервативно настроенных церковных деятелей. Ретрограды относились к нему с недоброжелательством. В Москве митрополит подвергался резкой целенаправленной критике со стороны наиболее агрессивно настроенных изданий.

В шестидесятых годах, будучи уже архиепископом, он принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на решение вопросов в жизни средней и низшей школ Церкви будили ненависть у противников всего передового.

Академический устав 1869 г., получивший имя «Макарьевский», увидел свет только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов высокопреосвященным Макарием. В семидесятых годах митрополит Макарий председательствовал в Комитете по преобразованию церковного суда и вел дело, отстаивая необходимость полезных изменений. Но сопротивление оказалось очень сильным, и все осталось по-старому.

Не может быть не отмечено свойственное митрополиту Макарию высокое благородство, украшающее память о нем. Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Характерно его отношение к епископу Алексию (А.Ф. Лаврову). Лавров был упорным противником всех планов митрополита по части преобразований суда и выпустил анонимную книгу «Предполагаемая реформа церковного суда», направленную против деятельности Макария, - поступок, «не вполне корректный в отношении к председателю комитета». В Москве, митрополит и епископ Алексий, будучи викарием, должны были вести совместную работу. Митрополит Макарий не сделал ни малейшего движения, чтобы избавиться от сотрудничества с ним, и даже выражал удовольствие по поводу того, что может пользоваться его помощью: «Любите всех людей без различия... Любите врагов ваших!» – проповедовал владыка принципы, которых и сам держался всю жизнь.

В начале своей научно-литературной деятельности владыка дал обет делать сбережения от продажи своих сочинений. Собрав значительную сумму, 120 тысяч рублей, он завещал эти сбережения в распоряжение Академии наук, Синода и духовных академий, с тем чтобы на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Премии митрополита Макария присуждались в период с 1884 по 1917 годы. Существовало четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы).

В 1997 г. Макариевские премии были возобновлены. Присуждаются они в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

Митрополит Макарий в разное время был избран действительным или почетным членом многих научных, просветительных и благотворительных учреждений. С именем митрополита Макария связано много важных событий в истории Русской Церкви XIX века.

Очень важно в наше время вспоминать память таких выдающихся людей нашей Страны. Митрополит Макарий Булгаков доказал своим жизненным примером что для Бога нет ничего невозможного. Пройдя свой путь от бедного мальчика до выдающегося ученого и иерарха Русской Православной Церкви, он стал ориентиром для будущего поколения. Его жизненный путь – прекрасный пример самоотверженности в служении, последовательности в достижении целей и трудолюбия. Особенно нам жителям Белгородской области он является примером духовно-нравственного развития общества и воспитания в Православной вере.