«И никогда не оборвется веков связующая нить…»

(к 200-летию митрополита Макария (Булгакова)

(методическая разработка уроков православной культуры и истории – 8 класс)

Выполнили:

Ивашкина Валентина Федоровна,

учитель православной культуры,

Абразумова Марина Николаевна,

учитель обществоведческих дисциплин.

Цели:


Задачи:


Форма урока: интегрированный урок по православной культуре, истории.


Оборудование:

  1. мультимедийное оборудование: компьютер, видеопроектор, экран;

  2. портрет митрополита Макария;

  3. раздаточный материал текстовых заданий;

  4. карточки-логотипы («ученые-биографы», «ученые-богословы», «эксперты»);

  5. иллюстративный ряд: портреты митрополита Макария (Булгакова), иконы святого апостола Андрея Первозванного, святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, Крещения Руси; рисунки и фотографии мест, где служил митрополит Макарий.

  6. музыкальный ряд: «Духовное песнопение» в исполнении хора московского Сретенского монастыря.


Оформление доски:

  1. эпиграф к уроку: В души людские вселяющий Свет…;

  2. слова для лексической работы: апостол, равноапостольный, митрополит, христианство, крещение.



После изучения темы учащиеся должны

знать:

уметь:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя православной культуры (музыкальное сопровождение).

Дорогие ребята! Сегодняшний урок проведут учитель православной культуры и учитель истории. Учащиеся класса будут представлены несколькими группами. Это команда ученых-биографов, ученых-богословов и команда экспертов, о чем свидетельствуют таблички-логотипы на ваших столах. Итак, приступим к работе.


II. Подготовка к восприятию нового

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, прочитайте тему нашего урока («И никогда не оборвется веков связующая нить…»). Как вы думаете, о чем или о ком можно говорить, размышляя над этой стихотворной строкой? А теперь прочитайте то, что написано в скобках (200-летию митрополита Макария (Булгакова).

Кому мы посвятим сегодняшний урок?

Правильно, митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову), чьё 200-летие отмечается в этом году.

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф («В души людские вселяющий Свет…»). А он о ком?

Да, он о личности, влияющей на жизнь в обществе.

Какой личностью, каким человеком был митрополит Макарий, что оставил для нас после своей жизни? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.


III. Изучение нового материала

Слово учителя православной культуры (слайд №2)

Уникальна земля белгородская… В разное время прославляли ее строители, учителя, инженеры, рабочие. Но наибольший вклад в дело становления Белгородчины как духовного оплота ее жителей внесли люди, причастные к Церкви.

Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести, например,  митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева.

Поближе познакомиться с митрополитом Макарием нам поможет группа ученых-биографов, которые изучили факты из жизни этого необыкновенного человека.


1-ый ученый-биограф(слайд №№3, 4, 5, 6)

Семья и образование

Родился Михаил Петрович Булгаков 19 сентября (1 октября по новому стилю1816 года, в селе Сурково, Новооскольского уезда, Курской губернииыне в Шебекинском районе, Белгородской области)  в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение», после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования.

Когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Затем переведён в Белгородское уездное духовное училище, которое окончил в 1831.


2-ой ученый-биограф (слайд №№7, 8, 9, 10)

Церковное служение

После окончания училища Михаил Булгаков (в будущем митрополит Макарий) поступил в Белгородскую духовную семинарию (которую окончил в 1837 году; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии).

Ректор семинарии отец Елпидифор (Бенедиктов), монах высокого аскетического подвига и чистоты, оказал на М. Булгакова очень большое влияние. Он сумел увлечь юношу своим примером радости одиночества и нравственного совершенствования.

Именно отец Елпидифор познакомил Михаила с произведениями знаменитого епископа Иннокентия (Борисова), тогда ректора Киевской духовной академии.

По свидетельству биографов Высокопреосвященного Макария, «под этим влиянием сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен во всю свою жизнь: прямота и благородство, отмечаемое и начальством, и товарищами, жажда внутренней работы, глубоко спрятанной от постороннего взгляда, замкнутость, постоянный и упорный труд при самом точном распределении дня, уклонение от чего — редкое исключение, аккуратность и бережливость».

В 1841—1842 годы иеромонах Макарий — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии.

В 1842—1844 годы — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии; в 1843 году Синодом утверждён в звании экстраординарного профессора богословских наук и в 1844 возведён в сан архимандрита.


3-ий ученый-биограф

Административная и служебная деятельность

В жизни М.Булгакова было много знаменательных моментов. Так, например, в 1841 году произошло знакомство иеромонаха Макария с епископом Афанасием (Дроздовым), ректором Петербургской духовной академии, который пригласил иеромонаха Макария в Петербург для чтения лекций по богословским наукам. Здесь, читая богословские науки 15 лет, с 1842 по 1 мая 1857 года, Макарий получает возможность для личностного и духовного роста:  бакалавр, с 1843 года — экстраординарный, а с 1844 года — ординарный профессор богословия, одновременно с этим помощник инспектора, инспектор, а последние шесть с половиной лет — ректор академии. Но кроме этого, иеромонах Макарий выполнял также множество поручений по духовному ведомству, редактировал «Христианское чтение», ревизовал духовные семинарии и т. п.

Его лекции настолько интересны, объемны и вески, что в 1846 году киевские лекции, переработанные в Петербурге,— «История христианства в России до святого Владимира как введение в Историю Русской Церкви» публикуются отдельной книгой.

Владыка Макарий был известен как способный и энергичный администратор. В Санкт-Петербургской духовной академии он уделял большое внимание улучшению материального положения преподавателей и студентов.

Путём ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов «более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить». Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу не были ему доступны. Важное значение в деле воспитания студентов преосвященный Макарий придавал церковному богослужению. 


4-ый ученый-биограф (слайд №№11, 12, 13, 14, 19, 20)

Церковное служение

Всего себя митрополит Макарий посвятил служению Русской Церкви. В 1857 году он епископ Тамбовский и Шацкий. С апреля 1859 года — епископ Харьковский и Ахтырский.

В 1869 году владыка Макарий стал архиепископом Виленским и Литовским. Не оставляя при этом научной работы, он активно занялся восстановлением Православия в Северо-Западном крае.

С апреля 1879 года по 1882 год - митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода.

Он вел одинокий, аскетический образ жизни, и единственным личным другом для него в этом мире была книга. Он был бессребреником и самоотверженным тружеником на пользу духовного просвещения Родины. 

Смерть и погребение

Скончался 9 (21) июня 1882 года в 11 часов 35 минут пополудни «от апоплексического удара» в архиерейском доме в селе Черкизове (ныне в черте Москвы); в день кончины чувствовал себя хорошо и «даже был оживлён более обыкновенного». Отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре; похоронен 15 июня того же года в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.



5-ый ученый-биограф (слайд №№22, 23, 24, 25)

Каким он был человеком?

По словам митрополита Мануила, отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование епископ Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Премии митрополита Макария присуждались в 1884—1917 годы. Существовали четыре Макариевские премии. Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки), две — Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам), одна — Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы).

В 1997 году усилиями Русской Православной Церкви, московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена. Присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.


Рассказы ученых-биографов оценивают ребята, представляющие группу экспертов.


Слово учителя православной культуры (слайд №№15, 16, 17, 18)

Ребята, митрополит Макарий усердно трудился над созданием «Истории Русской Церкви», создавал ее периодизацию. Это был важный труд всей его жизни.

Об этом расскажут ребята, ученые-богословы.


1-ый ученый-богослов

«История Русской Церкви» состоит из 12-ти томов.

Митрополит Макарий (Булгаков) раскрывает историю христианства в России до равноапостольного князя Владимира и доходит до 1667 года. Он делит всю историю Русской Церкви на три главных периода:

 1) зависимость Русской Церкви от Церкви Константинопольской (988–1240);

2) постепенный переход от этой подчиненности к самостоятельности (1240–1589);

3) время самостоятельности (1589–1867) (Эта дата должна, возможно, означать, что митрополит Макарий хотел довести свою Историю приблизительно до середины XIX столетия, но смерть прервала его работу.).

Физкультминутка

Посмотрели вправо, влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи.

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя.


Слово учителя православной культуы.

В первом томе митрополит рассказывает о том, как зарождалось христианство до равноапостольного князя Владимира и о Крещении Руси князем Владимиром.

Ребята, прежде чем мы услышим строки из «Истории Русской Церкви», давайте вспомним все, что знаем о Крещении Руси.


Слова учителя истории.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» излагает предание о посещении апостолом Андреем Киевских и Новгородских пределов.


Работа по группам.

Группа №1.

Проверка адресного домашнего задания.

Святой апостол Андрей Первозванный.

«Апостол Андрей «отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти?» на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Однако часть историков это предание отвергает. Как бы то ни было, территория будущего Российского государства  получила духовное благословение святого апостола Андрея, чьим жребием были северные страны от Иерусалима».


Слова учителя истории.

В 860-годах правители Киева Аскольд и Дир после неудачного похода на Константинополь крестились и приняли епископа от константинопольского патриарха Фотия.

Существует предание, что после набега князей-варягов Аскольда и Дира на Константинополь по договору о мире между Русью и Византией Фотием были направлены на Русь братья-просветители Кирилл и Мефодий около 860 года (но не позднее 861-862 г.г.), что явилось важной вехой в христианизации Руси.


Группа №2.

Проверка адресного домашнего задания.

Крещение святой княгини Ольги.

 Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести временных лет» (Летописное сказание преп.Нестора Летописца о крещении святой княгини Ольги):

«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он пренебрег этим и не принимал в уши; но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над тем. Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру, а дружина моя станет насмехаться?» Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают тоже». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду попадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав к тому же гневался на мать. Но Ольга любила сына своего Святослава и говаривала: «Да будет воля Божия;  если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия».


Слова учителя истории.

Святая княгиня Ольга крестилась между 954 и 957 гг., получив имя Елены. В 957 г. она приняла путешествие в Царьград поклониться христианским святыням. Княгиня Ольга успешно проповедовала Евангелие, сокрушая кумиры и устанавливая кресты по городам и селам Русской земли, строила церкви в Киеве. Для киевлян явным проявлениям исповедания Святой княгиней христианства была ее кончина в 969 г. Она запретила справлять по себе языческую тризну. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Святого пророка Илии.

     Далее мы поговорим об обстоятельствах обращения и крещения святого князя Владимира, которые стали определенной вехой в христианизации Руси.


Группа №3.

Проверка адресного домашнего задания.

Крещение князя Владимира.

Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет».

(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о крещении князя Владимира):

«Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу (Константинополю) то же, что и этому». И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». 

По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами (прибывшими с царицей Анной), огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога».

     И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не приидет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлись там людей без числа. Вошли в воду и стали там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…

     

Слова учителя истории.

Событие это относится к 988 г. На Руси господствующей верой стало христианство. Образовалась новая поместная Православная Церковь.


Слово учителя православной культуры.

А теперь, ребята, послушайте, что написал о крещении Руси митрополит Макарий (Булгаков) в 1-ом томе «Истории Русской Церкви».


1-ый ученый-богослов:

Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру … после неоднократного совещания с представителями своего народа и по их единодушному согласию; принял именно с Востока — от Церкви Греческой, которая одна только сохраняла тогда во всей чистоте православие и древнее благочестие, одна только могла сообщить нам слово Божие на нашем родном языке…


2-ой ученый-богослов:

Нет сомнения, что еще во дни равноапостольного князя Владимира святая вера Христова соделалась господствующею на всем пространстве тогдашней России и юная Церковь Русская считала уже чад своих во всех пределах юного Русского царства. «Он заповедал,— пишет пресвитер, впоследствии митрополит Иларион,— по всей земле своей креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя святой Троицы и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему, так как благоверие в нем соединено было со властию. И в одно время вся земля наша стала славить Христа со Отцом и Святым Духом... 


Рассказы ученых-богословов оценивают ребята, представляющие группу экспертов.



Слово учителя православной культуры

Сыну и преемнику Владимира Ярославу оставалось только утвердить и докончить то, что начато было отцом. Ярослав так действительно и поступал, и на дела его так смотрели сами современники. 

Тогда как святой Владимир главным образом заботился о распространении во всех приделах своих веры Христовой, Ярослав преимущественно занимался тем, чтобы увеличивать везде число храмов, умножать пресвитеров и клир, устроять монастыри, распространять книги и просвещение. Вследствие этих-то мер и начала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и умножились христианские люди, – так говорил митрополит Макарий (Булгаков) в 1-ом томе «Истории Русской Церкви».


Закрепление

А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные сегодня факты и события.


Задание №1

Вставить недостающую информацию, ответить на вопросы:

  1. будущий митрополит Макарий родился …………(19 сентября (1 октября по новому стилю1816 года, в селе Сурково, Новооскольский уезд, Курская губернияыне в Шебекинском районе, Белгородская область);

  2. отец его был …………. (бедным сельским священником);

  3. в 1831 году митрополит Макарий окончил ……… училище (Белгородское уездное духовное училище);

  4. читал лекции ………….. академии Петербургской духовной академии);

  5. самый важный труд его жизни ………………(«История Русской Церкви»);

  6. с 1997 года возобновилось присуждение ………………. (Макариевской премии).


Задание №2

Найдите соответствия:

  1. апостол…………….Макарий (Булгаков);

  2. равноапостольный …………….. Андрей Первозванный;

  3. митрополит…………… князь Владимир.


Задание №3

Проводится игра «Как вы думаете», в ходе которой карточки располагаются на игровом поле, идет обсуждение и объяснение местоположения карточек

Вопросы

Игровое поле

1. Православие было мировой религией?

Такого быть не могло




это было так





это было именно так

2. Православие принималось всеми слоями населения повсеместно добровольно? 

3. Православие вводилось при правлении князя Владимира?

4. Язычество и христианство мирно сосуществовали среди населения?

5.Храмы, монастыри только возносили молитвы к Всевышнему?

6.Первыми просветителями православных христиан были греки?


Работу учащихся оценивает группа экспертов.


Подведение итогов урока. Оценки

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Что интересного и полезного вы узнали на уроке?

  2. Можем ли мы сказать на основании всего изложенного в течение урока о митрополите Макарии как о человеке, «В души людские вселяющий свет…»?

  3. Подведение итогов самими учащимися из группы экспертов.


Рефлексия

Назовите слова-ассоциации к сегодняшнему уроку (святитель, митрополит, крещение, христианство, князь Владимир, равноапостольный).

Продолжите незаконченное предложение:

Митрополит Макарий – великий (ученый-богослов, святитель земли русской).


Инструктаж домашнего задания

Рассказать родным и близким о митрополите Макарии, чье 200-летие празднуется в 2016 году.


Словарик

     АПОСТОЛ (греческое apostolos – «посланник»), (посланник) – наименование ближайших учеников Спасителя, призванных Им и посланных проповедовать евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12 (через непосредственное избрание к этим 12-ти сопричислен и ап. Павел) и 70 апостолов. Все они были облечены большой властью: именем Иисуса Христа творили чудеса, давали отпущение грехов, проповедовали Царство Божие. Те святые люди, которые, подобно апостолам, подъяли великие труды и подвиги для распространения христианства в той или иной стране, именуются равноапостольными.

     РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ. Чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в христианскую веру (Н-р, Мария Магдалина, кн. Владимир Красно Солнышко, кн. Ольга, свв. Кирилл и Мефодий).

МИТРОПОЛИТ. Первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которые находились в главных городах.

ХРИСТИАНСТВО.  Мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

КРЕЩЕНИЕ.  (греч. βάπτισμα — «погружение в воду») — первое и важнейшее христианское таинство. Признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле.

Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном — в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произношением священником установленных молитв.


Литература к уроку

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

  2. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви

Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996.

  1. Ю.Г. Малков. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. – М.: «Правило веры», 2002. – 622 с.

  2. О.Н. Яшина. История русской православной Церкви: Элективный курс. – М.: 5 за знания, 2007. – 128 с.

  3. Свящ. Сергий Коротких. Мир Божий: Основ православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть II. М.: ЗАО «Центр полиграфических услуг Семь и Семь», 2003. – 152 с.