Интегрированный урок (история + география)

для 6 класса

по теме: "Митрополит Макарий Булгаков – путь, истина и жизнь»

  1. Подготовили учителя МАОУ «СПШ №33»:

  2. Лукьянченко А.А., учитель географии

  3. Хаустова С.И., учитель истории

  4. Цель урока:

1) образовательная: поднять интерес учащихся к предметам; сформировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах России и Белгородской области, её географических особенностях;
2)
воспитательная: воспитание потребностей у детей к активной деятельности, творческому поиску. Способствовать самовыражению учащихся через выступление перед классом.
3)
развивающая: развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы, умений логически мыслить, решать задачи проблемного содержания; развивать способность быстро ориентироваться в динамичном информационном пространстве и обществе.


I.Организационный момент (1 мин.)


"Как прекрасна жизнь между прочим и потому, что человек может путешествовать!"

И.А. Гончаров

презентация- слайд 2

Учитель: Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать?

Хотели бы вы посмотреть весь мир, побывать в разных уголках нашей родины? А возможно ли такое? Оказывается, возможно, ребята! И для этого вам не придётся ждать слишком долго, потому что отправимся мы с вами в заочное путешествие прямо сейчас, не выходя из класса.


II.Подготовка к изучению нового материала (2 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке вас ждут открытия в области географии и истории. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого из вас они будут свои.

И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай”.

Отправляемся в необычное заочное путешествие!

Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.


Видео фрагмент (1-Введение )- презентация- слайд 3 (гиперссылка на фото)

Считаете ли слова Макария Булгакова верными? Почему мы сегодня вспоминаем об этом богослове?


III.Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников (2 мин)

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним интереснейшие периоды из жизни митрополита Макария (Булгакова), пройдем его жизненными маршрутами. Узнаем, в каких уголках нашей Родины он побывал, жил, трудился и вы убедитесь, что эпиграф к уроку выбран не случайно – во многих уголках нашей Родины жил и трудился митрополит Макарий. Для этого Вам понадобятся знания, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Митрополит Макарий известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший ученый-богослов и церковный историк, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству.

В своей речи на вручении Макариевской премии Патриарх Московский и всея Руси сказал: «В 2016 году исполняется 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария. Он был великим ученым, неутомимым тружеником, как на богословской, так и на исторической ниве. Он был настоящим энциклопедистом и просто добрым пастырем, талантливым администратором, человеком, умевшим замечать таланты и поддерживать их. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения по объему и по качеству остаются и по ныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец истинного и жертвенного служения Церкви и Отечеству».


IV.Ознакомление с новым материалом (25 мин.)


А) Видео фрагмент (2-Жизнь) - презентация- слайд 4 (гиперссылка на фото)


Б) Задание 1(по группам):

1 группа «Историки» (детские годы, учеба)

Определить важные даты из детских лет и обучения Макария (Булгакова).

Родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове, Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника.

Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но, несмотря на это, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование.

Учеба

Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии.

В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием.

Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища.

В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.

За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архим. Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров, профессор архим. Димитрий (Муретов) и другие.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение «План христианской аскетики» и «История Киевской академии» заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митр.Филарет (Амфитеатров). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

2 группа «Картографы» (работа с картой)

Изучить карту, определить географическое положение Старого Оскола, Нового Оскола, Белгорода, с. Сурково и отметить их на контурной карте.

Сейчас это Шебекинский район Белгородской области






Выступление каждой команды


В) Задание 2 (по группам):

1группа. «Библиографы»

Задание: прочитать текст и рассказать о жизни и церковном служении.

МАКАРИЙ, (в миру Булгаков Михаил Петрович), митрополит Московский и Коломенский (19.09[1.10].1816—9[21].06.1882), богослов, историк Церкви. Родился в Курской губ., в семье священника. В 1831 окончил Белгородское духовное училище, затем среднее (философское) и высшее (богословское) отделения Курской семинарии и Киевскую духовную академию. В 1841 принял иеромонашество. В 1842 переведен в С.-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук, где преподавал как бакалавр, а потом в качестве экстраординарного и ординарного профессора с возведением в сан архимандрита (1843—50). В 1850—57 — ректор академии. Назначался затем епископом Тамбовским, Харьковским, архиепископом Литовским и Виленским (с 1868). В 1879—82 — митрополит Московский и Коломенский. Основал в Харькове «Духовный вестник», редактировал «Христианское чтение». Избран академиком в Императорскую академию наук (1854) по отделению русского языка и словесности. Написал сочинение «Рассуждение о возможности метафизики», где отвергаются возражения против метафизики и отстаивается концепция врожденных идей перед лицом эмпирической философии. В Киеве он изучал философию у И. М. Скворцова, И. Г. Михневича, П. С. Авсенева. Среди академических сочинений Макария можно различать историко-философские (о понятии Бога у досократиков, о главных недостатках философии Платона, об эклектизме в раннехристианскую эпоху) и философско-догматические (о возможности различения души и духа, Промысла общего и частного и др.). Богословскую школу Макарий проходил в Киевской академии у архим. Димитрия (Муратова). Впоследствии Макарий вносит своеобразие в понимание ряда проблем. В отличие от своего учителя, он привлекает для обоснования божественности христианства не только новозаветный, но и ветхозаветный материал. Значительно обстоятельней очерчивает систему богословских наук — фактически впервые на столь солидном уровне в истории русского богословия. Автор 12-томной «Истории Русской церкви» и 5-томного «Православно-догматического богословия». По словам историка русского богословия Г. Флоровского, «большая догматика» Макария «до сих пор остается в употреблении», и хотя этот труд не отличался большой самостоятельностью (да в этом и не было надобности), важно было, что впервые такой богатый и строго обоснованный материал был изложен по-русски, в общедоступном виде. И с этой стороны вполне оправдан и понятен восторженный отзыв о Макариевой догматике Иннокентия Херсонского для Академии наук: «Богословие этой книгою введено в круг русской литературы».

2 группа «Синоптики»

Задание: изучить данные таблицы, определить климат данной местности)


Климат Шебекинского района

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средний максимум, °C

2,9

2,8

2,9

13,4

20,7

23,9

26,0

25,3

18,7

11,2

2,0

2,5

11,3

Средняя температура, °C

6,2

6

0,4

9,0

15,7

19,4

21,8

21,3

15,2

8,0

0,3

5,5

7,7

Средний минимум, °C

9,9

9,7

4

4,1

9,8

14,1

16,8

16,4

11,0

4,7

2,7

8,9

3,5

Норма осадков, мм

52

40

36

46

48

67

72

53

49

40

52

50

605



Район характеризуется континентальным климатом— с холодной зимой и жарким летом. Средне-годовая температура воздуха + 7,7°C. Абсолютный минимум температуры: −38°C, максимум +41°C. Первые морозы наблюдаются с первого октября, последние в третьей декаде апреля. Продолжительность безморозного периода— 153 дня. Образование устойчивого снежного покрова наблюдается в первой декаде декабря. Продолжительность устойчивого снежного покрова— 109 дня. Среднегодовое количество садков достигает 520мм. Максимальное количество осадков выпадает в летний период. В среднем за год преобладают ветры северо-западного и юго-восточного направлений


Выступление каждой команды


Г) Задание 3 (по группам):

1 группа «Исследователи»

При каких императорах жил и трудился Макарий?

















2 группа «Гидрологи»



Какие реки протекают в Шебекинском районе? Родники?

Гидрографическая сеть территории района представлена несколькими реками и озёрами. Через территорию землепользования района с северо-запада на юг протекает река Северский Донец, являющаяся самым крупным притоком Дона и источником водопотребления города Харькова. Её крупным левобережным притоком является река Нежеголь, которая с притоками рек КореньКороча образует как бы самостоятельный водный бассейн. В основном реки района используются в хозяйственных целях и в некоторых населённых пунктах для питья. На территории района имеются небольшие озера: Круглое, Моховое, Банное и Лебяжье. Все озера мелкие и заросли камышом.

Из имеющихся на территории района родников, наиболее интересен родник у с. Стрелица 1-я, дающий начало р. Нежеголь, обустроенные и освященные родники и источники в с. Белый Колодезь, Нижнее Березово-2, близ с. Ржевка, у х. Новая Заря, в с. Большое ГородищеБольшетроицкое. В красивом урочище «Каменное» расположен родник «Паюшки» (х.Кореньская дача). В посёлке Маслова Пристань имеется общедоступная скважина с питьевой водой.


Выступление каждой команды


V.Подведение итогов урока. 3 мин.


Видео фрагмент (3-родина, строительство храма)

Сегодня мы познакомились с жизнью и служением митрополита Макария, вспомнили интереснейшие периоды из его жизни, прошли его жизненными маршрутами.


VI. Рефлексия. 5 мин.


Что понравилось?

Что можно было бы изменить?
Какие ещё вопросы было бы интересно затронуть по данной теме?


VII. Домашнее задание и инструктаж.

Создание презентаций по темам изучения материала групп (группа 1-

историки, группа 2-географы).