Классный час на тему

 «Всего себя я отдаю святой истине

 

 

Разработала: Андрющенко Елена Сергеевна,

 классный руководитель 9 «В» класса

 

 

Пояснительная записка.

Данное воспитательное мероприятие рассчитано на целевую аудиторию учащихся 9 – 11 классов. Сценарий классного часа предполагает привлечение в качестве ведущих от 1 до 6 человек: ведущий, 1-й и 2-й чтецы, 1-й и 2-й архивариусы, технический администратор, который координирует работу презентации и музыкального сопровождения.

Цель проведения: познакомить школьников с жизнью преосвященного Макария.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: презентация, свечи, материалы для тестирования.

Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Звезда» в исполнении Ж.Агузаровой, « Пассакалия» Г. Ф. Генделя.

Звучит фонограмма «Звезда» в исполнении Ж.Агузаровой.

1-й чтец:

Ценою самоотреченья
И
сердца — стёртого до дна —
Души святое очищенье
Даётся нам.

За череду сплошных ненастий
И
за печаль, что так длинна,
Крупица истинного счастья —
Награда нам.
Того, кто сил нашёл ДЕРЖАТЬСЯ
И возрождаться вновь и вновь,
Найдёт и истинное счастье,
И настоящая любовь.
Ничто так просто не даётся
Нам в этой жизни —
Закон таков!(
И.Тальков)
Ведущий: Добрый день! Сегодня я предлагаю обсудить тему «Всего себя я отдаю святой истине». Жизненные ценности – позиция философская или всё-таки это конкретные понятия? Карьера и карьеризм – что правильно? Что для вас значит «быть успешным человеком?»

Я объявляю начало заседания круглого стола.

1 РАУНД. Внимание на экран: (портрет Макария)

1-й архивариус: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский, в миру Булгаков Михаил Петрович, родился 19 сентября 1816 г. в с. Суркове  Новоскольского уезда, Курской губернии в простой бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника.

Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии

В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение «План христианской аскетики» и «История Киевской академии» заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

Ведущий: уважаемые участники круглого стола, в нашем классе есть учащиеся, которых бы вы отнесли к числу трудолюбивых. Что для вас есть трудолюбие?  А вы сами как оцените себя? (дискуссия)

(Учащиеся размышляют, в ходе обсуждения приходят к выводу, что трудолюбие не даётся свыше. Сопутствуют трудолюбию упорство и сила воли).

Ведущий:  сейчас я предлагаю вам определить, есть ли у вас сила воли. Перед вами лежат опросные листы, ответьте на поставленные вопросы.На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:

«да», то за это присваивается – 2 балла;

«не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;

«нет» – 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общая сумма набранных  баллов. Если она находится в пределах:

1.     от 0 до 12 баллов – у Вас слабая> сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.

2.     от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.

3.     от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.

Ведущий: вот вы  получили пищу для размышления. 2 РАУНД. Карьера Макария. Слайд 2.Хронология карьеры.

2-й архивариус: в год окончания академии 22 мая 1840 г. Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.

15 февраля 1841 г. ректором академии архимандрит Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М.П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария в память Киевского митрополита священномученика Макария.

25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Иеремиею Чигиринским – во иеромонаха.

Ведущий: Вопрос участникам круглого стола: какие жизненные обстоятельства движут человеком, когда он осознанно идёт на постриг?(обсуждение)

1-й архивариус: в июне 1841 г. он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при Киевской духовной академии преподавателем русской церковной и гражданской истории. В этой области ему пришлось поработать самостоятельно ввиду того, что указанной дисциплины в годы его обучения в академии не существовало. Лекции иеромонаха Макария по истории русской церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.

Параллельно с преподаванием русской церковной истории иеромонах Макарий читал студентам XII курса академии русскую гражданскую историю, которую он преподавал также хорошо, как и церковную. Некоторые наиболее интересные его лекции студенты сохранили в памяти на всю свою жизнь.

В январе 1842 г. отец Макарий помимо своей основной деятельности в академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ. И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ. Загруженный до предела в академии и училищах, иеромонах Макарий находил время для проповедничества.

2-й архивариус : но недолго пришлось ему трудиться в родной академии. В августе 1842 г. он был переведен из Киевской академии в Санкт-Петербургскую.

Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария. За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иером. Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка.

1859 год – преосвященный Макарий назначен епископом Харьковским и Ахтырским.

После приведения в порядок епархиального управления одной из главных забот преосвященного Макария было церковное благочиние. Он строго следил за тем, чтобы богослужение во всей епархии совершалось согласно с церковным уставом и чтобы духовенство неуклонно исполняло все канонические постановления относительно богослужения. Заботился преосвященный и о том, чтобы духовенство в его епархии было грамотным и священнические места занимали лица либо с семинарским образованием, либо достигшие церковных познаний путем самообразования.

Важное значение придавал преосвященный Макарий школам в деле христианского просвещения народа.  По его инициативе в Харькове была создана общая церковная библиотека, услугами которой могло пользоваться все харьковское и все приезжающее духовенство, а также и светские лица. Внимательно относился Макарий к нуждам духовенства и членам его семейств, оказывая им всевозможную помощь.

10 декабря 1868 года Макарий назначен архиепископом Литовским и Виленским.

В период управления Литовской епархией архиепископ Макарий принимал большое участие в делах высшего управления Русской Церковью. При его участии и иногда под его руководством решались важные вопросы по церковному управлению и благоустройству. Он возглавлял комитет по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры и комитет по преобразованию судебной части в духовном ведомстве.

8 апреля 1879 архиепископ. Макарий был возведен в сан митрополита Московского. Вступив на кафедру Московской митрополии, преосвященный Макарий в первую очередь занялся наведением порядка в московских церквах и среди духовенства. Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства. Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства. В своих поступках и действиях в отношении духовенства он соблюдал полное беспристрастие и справедливость. Такое постоянное требование соблюдения справедливости и законности вызывало неудовольствие со стороны некоторых лиц.

3 РАУНД. Ведущий: Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – индивидуальность. Движущая сила развития индивидуальности, ее программирующие свойства:

1.     Направленность – мотивация поведения и деятельности.

2.     Интеллект – способность человека оценить ситуацию, принять решение, контролировать свое поведение.

3.     Самосознание – сюда входит самооценка (заниженная, адекватная, завышенная) – отношение к себе и своим действиям самоконтроль – способность контролировать свое поведение, эмоции.

Существуют еще и базовые свойства личности: темперамент, характер, способности.

Вопрос участникам круглого стола: назовите главные черты личности преосвященного Макария.

1-й архивариус: скончался митрополит Макарий 9 июня 1882 года. После кончины почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, а оттуда после заупокойной литургии – в Троице-Сергиеву Лавру.

Ведущий (звучит «Пассакалия» Генделя): я предлагаю вам, уважаемые участники круглого стола, подумать и ответить на вопрос: в наше время возможна такая карьера, как у преосвященного Макария? Кто из вас готов пожертвовать своим личным благополучием ради благого дела? (Идёт обсуждение, учащиеся высказываются, подводят итоги.)

Ведущий: Закончить сегодняшнюю встречу я предлагаю стихотворением Ивана Парамонова.

2-й чтец:

Надоели похожденья Гулливера,
В Лилипутии сегодня благодать.
Недоверье – оклеветанная вера,
А отверженность – порушенная стать.

Не хватает веку самоотреченья,
Что навёрстывает голод и тоску.
И не жалует державные лишенья,
Уворованному радуясь куску.

Будто Бобик он, что с привязи сорвался,
Только хвостиком обученный вертеть,
Задохнулся он на воле, заметался,
Волоча по пыли сорванную клеть.

Сколько знающих, как душу приудобить
Т
ам, где выверен застенками сюжет.
Как же собственные судьбы не угробить
Нам на сломах, где не водится без жертв?

В авангарде этом – истина и доблесть,
И бесстрашному утрата по плечу.

А не лезущим в затоптанный автобус
Место… впрочем, я об этом промолчу.

Сам себя у жизни вырвавший бессмертен,
Отречение похоже на любовь,
Что величественней подвига на свете.
Но боимся мы величественных слов.

Милосердье, бескорыстье, донкихотство, – 
Старомодная такая чепуха.
Благородство порождает неудобства,
Сопряженные с отсутствием греха.

Ну, а жертвенность, – да сколько это можно
О
трекаться, благоденствие губя?
И немного мне и грустно, и тревожно,
Подуставшему от мира и себя.

Рефлексия. Ведущий: уважаемые участники круглого стола, перед вами есть свечи. Я прошу тех, кого тронула судьба Преосвященного Макария, зажечь свечу.

Приложение 1.Опросник «Моя сила воли»

Текст опросника

         В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

         Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

         Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

         Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

         Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

         Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

         Быстро ли вы отвечаете на письма?

         Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

         Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

         Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?

         Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

         Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

         Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

         Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

              Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?