Тема: «Всего себя я отдаю святой истине»

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.



Учащиеся читают стихотворение «Белогорье» Марии Безрукавенко.

Моё святое Белогорье!

Родные, милые края

Здесь не увидишь прелесть моря,

Но это - родина моя!

Она как мать меня растила,

От зла хранила и огня.

Дала мне знания и силы

И в люди вывела меня.

И солнце ласковое светит,

И согревает всех людей,

Чтоб даже маленькие дети

Гордились родиной своей.

Чтобы они не знали горя,

И что б в сиреневом краю,

В любимом с детства Белогорье

они нашли судьбу свою.

Так пусть на радость - не на горе

Звездою светит вновь и вновь

Моё родное Белогорье -

Моя мечта, моя любовь! (Слайд №3)

Учитель: Не случайно наш край называют Святым Белогорьем: христианство имеет здесь тысячелетнюю историю.

На Белгородчине совершили свой духовный подвиг многие святые и подвижники Русской Православной Церкви: святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новомученики Российские епископ Никодим (Кононов) и архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский.

Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести, например, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева.

В 2016 году отмечается 200 –летие со дня рождения Макария Булгакова- митрополита Московского и Коломенского.

Митрополит Московский Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны, к числу приснопамятных святителей земли Русской.

2. Словарная работа

-Кто такой митрополит?

В словаре сказано Митрополит — высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество — второй после патриарха сан в церковной иерархии.(Слайд №4)

«Приснопамятный»- всегда поминаемый.

3.Жизненный путь Макария Булгакова.

А) Детство Макария Булгакова.

Памяти митрополита посвятил свои стихи ученый – историк Георгий Ильич Булгаков. Он так же был нашим земляком и земляком Макария Булгакова.

Бедная деревня

Курский чернозем.

Батюшки простого

Скромный тихий дом.

Книжка да молитва,

Рой пытливых дум.

Труд духовной школы...

Рос глубокий ум.

С той поры, как пали Идолы во прах,

На равнинах русских,

На горах, в лесах,

С той поры так ярко

Над родной землей

Светит христианство

Чудною звездой.

Митрополит Макарий – в миру Михаил Петрович Булгаков – родился 19 сентября (1 октября) 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне – Новооскольский район Белгородской области). (Слайд №6 и 7) Его отец Петр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Петр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Петр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей.

Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы.



Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. В 1850 году на ее пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

Михаил был третьим ребенком среди шести детей. Младенец родился слабым и в тот же день был крещен с именем Михаил. Мальчик от рождения обладал слабым здоровьем и постоянно страдал золотухой (распространенная среди детей болезнь, вид современного диатеза). Священник Петр умер в 1823 году, когда старшей дочери исполнилось 10, Михаилу – 7 лет, а самому младшему три месяца.

Семье едва хватало средств к существованию.

В 1823 году пора было отдавать Михаила учиться. Мать послала своего сына к крестному отцу – священнику Павлу Никитскому, служившему за 7 верст от них. Священник Павел с давних лет содержал домашнюю школу. Такие школы были в большом ходу среди сельского духовенства в XVIII – начале XIX века. Туда отдавали своих детей для обучения грамоте как сами прихожане, так и окрестные священники. Михаил, несмотря на усердие и прилежание с трудом усваивал учебу: болезнь сопровождалась притуплением умственных способностей и особенно памяти. Однако он научился читать и писать.

Через 2 года мать отвезла сына в г.Корочу в приходское духовное училище. Хотя и там учение давалось с трудом, но преподаватели заметили настойчивость и трудолюбие мальчика. Впоследствии митрополит Макарий сам говорил, что он «всегда принадлежал к числу самых исправных и аккуратных учеников». Еще через 2 года, в июле 1827 года Михаил без задержек переходит в Окружное уездное духовное училище, расположенное в г.Белгороде в одном здании с Курской духовной семинарией.

Вскоре Господь наградил терпение трудолюбивого ученика. Ввиду плохих способностей уроки приходилось мальчику учить даже тогда, когда сверстники могли играть во дворе. От шума Михаил удалялся обычно с книжкой за сложенные на дворе дрова. Однажды случайно брошенный камень перелетел через поленницу и попал в голову Михаила так, что глубоко рассек кожу и вызвал сильное кровотечение. Вопреки ожиданиям, потеря крови не усилила болезненность мальчика. Напротив, с заживанием раны навсегда сошли все следы золотухи и мучительная болезнь навсегда оставила мальчика.

Б) Учеба в семинарии. (Слайд № 8)

Духовная семинария- учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.

За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником "благородного и отлично ревностного поведения" (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

В 1837 году он закончил духовную семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архимандрит Иннокентий (Борисов, † 1857), профессор Я. К. Амфитеатров († 1848), профессор архимандрит Димитрий (Муретов, 11883) и другие.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение "План христианской аскетики" и "История Киевской академии" заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров, 11857).

Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

В год окончания духовной академии, 22 мая 1840 года, Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.

15 февраля 1841 года ректором духовной академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М. П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария, в память Киевского митрополита священномученика Макария († 1497; память 1/14 мая).



25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Чигиринским Иеремией (Соловьевым, † 1884) — во иеромонаха.

В июне 1841 года он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при духовной академии преподавателем Русской истории церковной и гражданской. Лекции иеромонаха Макария по истории Русской Церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.

В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству - Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение знаменитого проповедника того времени - архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", напечатанное в журнале "Христианское чтение". Это сочинение так поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал весь труд Преосвященного Иннокентия.

В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой ивпоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и "великий, свободный русский язык".

Юноша познакомился в семинарии с "Историей государства Российского" Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.

В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым посписку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках.

В) Работа.

15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии не-скольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив Академию с ученойстепенью магистра, он 23 июня 1841г. был рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии при только что открытой кафедрерусской гражданской и русской церковной истории.

Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857) (Слайд №9), в продолжении которых он прошел весь путь академической работы- от преподавательской деятельности до ректуры включительно. Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило глубокий и благотворный след в истории Академии.

В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру. Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установив-шейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем.

В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ Мака-рий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и пребывалдо самой своей кончины в 1882 году.(Слайд № 10)

В) Научные труды.(Слайды №11-13)



В августе 1837 года М. Булгаков поступил в Киевскую духовную академию, и вскоре начали появляться его первые ученые труды — «План христианской аскетики», «История Киевской духовной академии». Руководителем М. Булгакова в последней работе был сам епископ Иннокентий, превосходный знаток прошлого юго-западного края. Одновременно с научными занятиями в душе М. Булгакова продолжал утверждаться определенный аскетический идеал в горячем устремлении к Богу.

В это время он пишет стихотворение «Три гимна», в котором выразилась его юношеская мечта (с семинарских пор Преосвященный Макарий увлекался поэзией В.Жуковского, произведениям которого не без успеха подражал). Последний гимн гласит:

А ты, которая звездою

Вдали алмазною горишь

И пылких юношей красою

Своей Божественной манишь,

Святая Истина! Ужели

И для тебя простой лишь гимн

Споет — от самой колыбели

Поклонник прелестям твоим?

О, нет! Богине благодатной

Всего себя я отдаю

И гимн любви, гимн благодарный

Я целой жизнью пропою. (Слайд № 14)

Эта юношеская программа была выполнена сполна, и на всю жизнь инок Макарий остался бескорыстным поклонником Истины.

После выхода в свет в 1857 году первых трех томов «Истории Русской Церкви» Преосвященный Макарий получил кафедру в Тамбове.

В 1858 году Преосвященного Макария переводят в Харьков, где до декабря 1868 года он ревностно управляет епархией, а затем принимает назначение на кафедру архиепископа Литовского и Виленского. И в Тамбове, и особенно в Харькове ему удавалось, кроме успешного выполнения многотрудных архипастырских обязанностей, продолжать свои занятия по Истории Русской Церкви.

В декабре 1865 года было окончено печатание IV и V томов, а затем, вплоть до года кончины (1882), выходили всё более совершенные тома «Истории Русской Церкви». В 1879 году Преосвященный Макарий принимает назначение на кафедру митрополита Московского и Коломенского, но не прерывает упорного научного труда. В 1879—1881 гг. вышли в свет X и XI тома, а XII и начало XIII были изданы в 1883 году братом почившего великого историка [7, с. 188] протоиереем Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым.

Г) Награды. (Слайд №15)

4 апреля 1865 года был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

16 апреля 1867 года орденом святого благоверного князя Александра Невского.

20 апреля 1880 года вышел указ о причислении почетного архипастыря к ордену святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Д) Премии Макария Булгакова

Еще более важное нововведение макарьевского устава 1869 года — изменение порядка присуждения ученых степеней. Степень магистра богословия давалась отныне за печатное сочинение, публично защищенное обычным порядком. А степень доктора богословия теперь стали присуждать не в Синоде, исключительно редко удостаивавшем этой степени ученых богословов, а в самих академиях. Таким образом, благодаря Преосвященному Макарию в академиях введены были такие же порядки присвоения ученых степеней, как и в русских университетах. «Это сильно» двинуло вперед церковно-историческую науку. Появилось значительное число как магистерских, так и докторских ученых диссертаций по вопросам церковно-исторической науки» (там же), и значение этой науки поднялось повсеместно.

Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели.

Собранные в течение долгих лет собственные денежные средства митрополит Макарий завещал Святейшему Синоду для учреждения премий за лучшие научно- богословские труды.(Слайд №)

Премии митрополита Макария присуждались с 1884 – 1917гг.

Существовало 4 вида премии.

Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки)

Две-Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам)

Одна- Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы)( Слайд № 16)

В 1997 году была учреждена премия памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), присуждаемая в пяти номенациях:

  1. «История православной церкви»

  2. «История России»

  3. «История Москвы и историческое краеведение»

  4. «История православных стран и народов»

  5. Учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.(Слайд №17-20)

В городе Белгороде есть Памятник Макарию (Булгакову), митрополиту Московскому и Коломенскому, перед зданием духовной семинарии (2004, скульп. А. А. Шишков).(Слайд №21)

В 2016 году исполняется 200 лет со дня рождения одного из выдающихся иерархов Русской Православной церкви, члена Священного Синода, церковного ученого, доктора богословия Митрополита Макария ( в миру Михаила Петровича Булгакова).

В преддверии этой даты на его родине в селе Сурково Щебекинского района создается духовно-просветительский центр.( Слайд №22)

4.Полведение итогов.

Какой святой истине отдавал себя Макарий Булгаков?