Пример жизненного подвига

 

Ученица 10 «А» класса Богданова Анна

Учитель православной культуры  Галюзина А.А.

 

М. Булгаков. Очевидно, при упоминании этой фамилии, да ещё с инициалом М.,  вы сразу вспомните талантливейшего писателя 20 столетия, удивительного мастера слова и создания неповторимых образов в романах, рассказах и пьесах.  И далеко не каждый назовёт  историка и богослова, который оставил нам историю Русской  Церкви в 12 томах и множество богословских книг, по которым и в настоящее время  обучаются семинаристы.

Давайте познакомимся с  этим замечательным человеком.

Как рассказывают документы, родился он в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне - Новооскольский район Белгородской области), в бедной семье сельского священника Петра  Булгакова, в которой было шестеро детей. Нарекли мальчика Михаилом. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец, оставив о себе добрую память.

Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина  разумная, мягкая и благочестивая. С особым вниманием и любовью  всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского.   Она постаралась дать детям образование.   Михаила послала  к крёстному отцу - священнику Павлу Никитскому, служившему за 7 верст от них. Священник Павел с давних лет содержал домашнюю школу. (Такие школы были в большом ходу среди сельского духовенства в XVIII - начале XIX века).

Но учёба не давалось мальчику. Однако он научился читать и писать.   
Через 2 года мать отвезла сына  в приходское духовное училище в Короче. Хотя и там учение давалось с трудом, преподаватели заметили настойчивость и трудолюбие мальчика. Впоследствии митрополит Макарий сам говорил, что он «всегда принадлежал к числу самых исправных и аккуратных учеников». Ещё через 2 года, в июле 1827 года Михаил без задержек переходит в Окружное  уездное духовное училище, расположенное в городе Белгороде, в одном здании с Курской духовной семинарией.   
         Вскоре Господь наградил терпение трудолюбивого ученика.   Произошло событие, выходящее за рамки обычного понимания.

Ввиду плохих способностей уроки мальчику приходилось учить даже тогда, когда сверстники могли играть во дворе. От шума Михаил обычно удалялся с книжкой за сложенные на дворе дрова.  Случайный удар камнем,  рассекший его голову, не только вызвал кровотечение, но стал отправным моментом к улучшению его физического здоровья и умственного  дарования.

Быстрый расцвет духовных и умственных сил при нажитом трудолюбии позволил занять вскоре первое место в классе.
       На одном из экзаменов архиепископ Курский Илиодор был так восхищён ответами и способностями Михаила Булгакова, что начал расспрашивать его о семействе и принял в нём горячее участие. Матери Булгакова он назначил пенсию в 100 рублей (большой по тому времени оклад в духовном ведомстве), а всех трёх сестёр выдал замуж за будущих священников.

Способности Михаила ещё более обнаружились, когда он был переведён из училища в Курскую духовную семинарию. Здесь, за свои блестящие успехи, он приобрёл такую любовь к себе и уважение начальства, что некоторые преподаватели, вопреки существующему обычаю и, несмотря на его юношеский возраст, обращались к нему по имени-отчеству.   

Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, развил ту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются и до сих пор привлекают все его труды, строгую логичность и точность мысли.

В семинарии Михаил читал Н.М.Карамзина. Поэзия В.А.Жуковского увлекла его настолько, что все его стихи он переписал в тетрадь и помнил наизусть. Кроме того, он сам и в семинарии, и в академии неплохо подражал произведениям любимого поэта.   

А ты, которая звездою

Вдали алмазною горишь

И пылких юношей красою

Своей Божественной манишь,

Святая Истина! Ужели

И для тебя простой лишь гимн

Споет — от самой колыбели

Поклонник прелестям твоим?

О, нет! Богине благодатной

Всего себя я отдаю

И гимн любви, гимн благодарный

Я целой жизнью пропою.

 

Эта юношеская программа была выполнена сполна, и на всю жизнь Михаил  остался бескорыстным поклонником Истины.

В 1837 году он  закончил семинарию и продолжил  образование в Киевской духовной академии.     В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение "План христианской аскетики" и "История Киевской академии" заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров). За свой ум, благородство М. Булгаков пользовался уважением у студентов и  преподавателей.

В год окончания академии - 22 мая 1840 г. Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.

15 февраля 1841 года ректором академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М.П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария в память Киевского митрополита священномученика Макария.

25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен в иеродиакона, а 29 июня преосвящ. Иеремиею Чигиринским - в иеромонаха.

В июне 1841 году он окончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при академии преподавателем русской церковной и гражданской истории. Лекции иеромонаха Макария по истории русской церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.

Помимо основной деятельности его временно  назначили ректором  Киево-Подольских духовных училищ. За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства училищ в  укреплении дисциплины, повышении экономического уровня.

Через шесть месяцев его перевели в Санкт-Петербургскую духовную академию, которая стала основой в становлении  высокого статуса общепризнанного русского богослова и церковного историка.

Макарий исполнял целый ряд обязанностей. Начинал с помощника инспектора. В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором академии.  17 декабря 1844 году митрополитом Антонием Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской Лавре.

В должности профессора и инспектора академии он прослужил 7 лет причем инспекторская деятельность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба.  И в 1850 году архимандрит Макарий был определен ректором СПб академии.

Через год последовал Указ, которым повелевалось ему быть епископом Винницким, викарием Каменец-Подольской епархии с оставлением в должности и ректора и назначением настоятелем Шаргородского Свято-Николаевского монастыря.  24 января 1851 года совершилось наречение архимандрита  Макария во епископа Винницкого, а 28 января - хиротония        Важное значение в деле воспитания студентов преосвященный  Макарий придавал церковному богослужению. Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным и при возможности сам старался участвовать в богослужении. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника. Со слов самих студентов "более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить". Никакая лесть, никакое угодничество, сверх прямого отношения к делу не были ему доступны".

После 15 лет службы в Санкт-Петербургской академии 1 мая 1857 года преосвященный Макарий был назначен епископом Тамбовским и Шацким; 12 мая он отслужил свою последнюю литургию в академической церкви, сказал прощальное слово к своим сотрудникам и студентам и 15 мая отбыл в Тамбов.

К этому времени уже изданы отдельными книгами 10 его сочинений, из которых наиболее известны такие: "История Русской Церкви" и "Введение в православное богословие". За последнюю работу Макарий  31 октября 1847 года получил степень доктора богословия.  Кроме того, в виде журнальных статей за этот период вышло 14 сочинений.

Тамбовской епархией епископ Макарий управлял около двух лет. Главное внимание при этом он обращал на упорядочение консисторского и  канцелярского делопроизводства, которое до него здесь было очень сильно запущено, а также на церковное благоустройство и благочиние. Кроме того он немало потрудился в Тамбове для сокращения местного раскола и сектанства.  Внимательно следил за духовными учебными заведениями Тамбовской епархии, не прекратил  своей научной деятельности, продолжая работать над  сочинениями ("История Русской Церкви"), выступал со статьями в журналах.

А далее епископство в Харьковской епархии. Преосвященный заботился  о том, чтобы духовенство в его епархии было грамотным и священнические места занимали лица либо с семинарским образованием, либо достигшие церковных познаний путем самообразования. По его инициативе в Харькове была создана общая церковная библиотека.  Внимательно относился Макарий к нуждам духовенства и членам его семейств, оказывая им всевозможную помощь. Среди своей паствы всячески поддерживал дух  религиозного благочестия. С целью увеличения этого чувства он много уделял внимания благолепию храмов и восстановил в Харьковской епархии несколько крестных ходов.   При деятельном участии епископа Макария в 1867 году  был открыт в Харьковской епархии новый мужской монастырь в селе Рясном во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.

Под неослабным вниманием епископа  Макария находились учебные заведения Харьковской епархии, к которым относились: семинария, три низших мужских училища (Харьковское, Ахтырское и Купянское) и одно женское училище девиц духовного звания.   Важное  значение в деле христианского просвещения народа преосвященный придавал  школам. Он сам следил за направлением преподавания в открытых школах и принимал все меры к утверждению церковного духа в них. Благодаря тем усилиям, которые предпринимал епископ Макарий, число народных училищ в Харьковской епархии увеличилось за время его управления в 4 раза и составляло к началу 1869 года - 405 училищ.  Преосвященный Макарий и в Харькове продолжал научно-литературную деятельность. Он просматривал и дополнял свои прежние труды и писал новые по русской церковной истории небольшие статьи и исследования. Преосвященный был главным сотрудником журнала "Духовный вестник".

В  научной и литературной жизни епископу Макарию помогали уединение, общение с природой,  посещение Святогорского Успенского монастырь, который кроме своей святости  отличался прекрасным месторасположением.

Одним из свойств его характера была доброта.  Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование епископ Макарий сделал в 1867 году.  Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний. Такова история Макарьевской премии.

Учитывая заслуги преосвященного, 8 апреля 1862 года он был возведен в архиепископа, 4 апреля 1865 года был награжден орденом святого Владимира 2-й степени большого креста, а 16 апреля 1867 года - орденом святого Александра Невского.

В декабре 1868 года, после погребения  почившего в ноябре Литовского митрополита Иосифа (Семашко), последовало назначение преосвященного Макария архиепископом Литовским и Виленским, так как епархия нуждалась в опытном руководители. За время управления его этой епархией было построено, отремонтировано и освящено 293 церкви. В Литве он был не один. Ему помогали викарные епископы. Сам он по епархии путешествовал теперь редко, в основном в летние месяцы, когда жил в Вильно. Все остальное время по званию присутствующего в Священном  Синоде, он находился в Петербурге, где участвовал  в делах высшего управления Русской Церковью.  Под его руководством решались важные вопросы по церковному управлению и благоустройству. Он возглавлял комитет по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры и комитет по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. В 1874 и 1875 годах архиепископ Макарий производил обозрение существовавших тогда 4-х духовных академий. Все это требовало много труда и времени. Несмотря на большую загруженность работой, не прекращал архиепископ  Макарий и своего любимого дела - литературной деятельности. Им были закончены еще 3 тома его труда по русской церковной истории. Сохранилось 27 его слов и речей, остальные не были записаны. Проповеди литовского периода имели направление к уяснению понятия о православии, существе его, ревности по православию. И вот  8 апреля 1879 года архиепископ  Макарий был возведен в сан митрополита Московского., несмотря на чрезвычайную напряженность и нервозность работы в Московской митрополии, митрополит Макарий продолжал трудиться над своей "Историей Русской Церкви". Своё служение на Московской кафедре владыка Макарий считал великой милостью Божией. Он полюбил её не только любовью архипастыря к своей пастве, не только любовью гражданина российского к первопрестольной столице своего государства, но и любовью русского историка к самому истоку русской национальной и духовной жизни.  Отмечая особое благочестие москвичей, владыка Макарий говорил, что видит «в России, и особенно в сердце её в Москве, такой  неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения языческих народов».  Здесь были закончены еще три тома его капитального труда, т. е. X, XI и XII и начат XIII, который закончить ему уже не удалось.

Из этого период жизни его сохранилось 24 проповеди, которые были напечатаны отдельной книгой. Кто знает, сколько замечательных трудов создал бы великий ум Московского митрополита, если бы Провидению угодно было продлить годы его жизни.   
   Скончался митрополит  Макарий 9 июня 1882 г. Утром в этот день он чувствовал себя нормально, принимал посетителей.  К 12 часам дня ему стало плохо, а в 12 ночи душа его тихо отошла ко Господу.

После кончины тело почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, а оттуда, после заупокойной литургии, - в Троице-Сергиеву Лавру.

Чтобы лучше понять его жизнь и служение Господу и людям, хочу привести отдельные строчки из его писем: «Каково живу? Так же счастливо, … да разве вы не знаете, что наше счастье от нас и в нас? Впрочем, я не замечаю, как мне живётся, за делами позабыл порядок дней и не вижу, право, как бежит время. Участью своей я совершенно доволен и пока лучшей не желаю». В другом письме он писал: «Сколько делаю я не за себя, а за других, тайком, как скрытое орудие! То пишу отзывы и критики на ту или иную книгу, то составляю планы на то, на сё, то, например, должен был найти из Священного Писания приличные эпиграфы на фронтоны нашего великолепнейшего Исаакиевского Собора …».      
          Митрополит Макарий писал: «Много для нашей нравственности могла бы сделать одна мысль о том, что Бог бесконечно правосуден, если бы мы живо и глубоко содержали её в своем уме и сердце» (Д.Б., т. 1, пар.23,3,6).   
     Год 2016 является годом памяти великого богослова и историка, митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова. Его наследие рассказывает об истории Русской Православной Церкви, его жизнь стала примером трудолюбивого подвига во славу Отечества, его премия поощряет благодатные дела преемников.

Благодарные  белгородцы, чтят память замечательного земляка и славят его своими делами.