ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ:

 

Великий богослов и церковный историк России, митрополит Московский и Коломенский  Макарий (Булгаков)

 

Выполнила

                               Ансимова Екатерина Сергеевна

                                     учащаяся  9 «Д» класса

Руководитель:

Авдеева Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

Введение

 

    Белгородчина. Щедрый и хлебосольный край, богатый своей историей. Прославляли свой край известные поэты и художники, строители и ученые, солдаты и генералы, святые и подвижники Русской  православной церкви.  

 

  Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, чтобы показать, что моя родная  белгородчина  является родиной многих

известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), чье 200-летие со дня рождения  в сентябре 2016 года будет отмечаться в России и на Белгородчине.  Актуальность настоящего исследования вытекает из областной программы по проведению  просветительских мероприятий с участием Союза краеведов России, паломническими поездками в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к месту захоронения митрополита.

 

   Цель работы:  познакомиться с биографией нашего земляка митрополита Макария, его заслугами перед историей русской православной церкви.

 

  Методы исследования: моя исследовательская работа носит описательный характер, материалы большей частью взяты из Большой российской энциклопедии, истории Русской церкви,  научных книг и Интернет-ресурсов.

 

   Объект исследования - опубликованные статьи из журналов, церковная историография  о митрополите  Московском и Коломенском Макарии (Булгакове).

 

    Предмет исследования – жизнь и великое наследие  митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

 

  Временные рамки исследования охватывают период с первой  половины XIX века по  2016 год.

 

  Задачи исследования:

1.    Изучить литературу и источники, рассказывающие о митрополите Макарии.

2.    Проследить по различным источникам жизненный путь митрополита, его церковное наследие.

3.    Узнать о подготовке к торжествам в Белгородской области в честь 200-летия со дня рождения  великого богослова и церковного историка России Макария (Булгакова).

 

Великий богослов и церковный историк России,

 митрополит Московский и Коломенский

Макарий (Булгаков)

 

 

    Ярчайшим примером праведности, честности, чистоты и святости был человек, прославивший мой родной край – Митрополит Макарий Булгаков. Вся его жизнь была духовным подвигом во имя Церкви и людей. Он был человеком, вселяющим в души людские Свет Истины, Добра, Любви и Красоты…Красоты человеческого духа…

  Михаил Петрович Булгаков — в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии (ныне Шебекинский район).

  В детстве он лишился отца, мать прикладывала все силы, чтобы выучить сына. Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в приходское Корочанское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 г. был переведен в уездное Белгородское духовное училище при Курской духовной семинарии. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию. Ректор семинарии отец Елпидифор (Бенедиктов), монах высокого аскетического подвига и чистоты, оказал на М. Булгакова очень большое влияние. Он сумел увлечь юношу своим примером радости одиночества и нравственного совершенствования. Именно отец Елпидифор познакомил Михаила с произведениями знаменитого епископа Иннокентия (Борисова), тогда ректора Киевской духовной академии. По свидетельству биографов Высокопреосвященного Макария, «под этим влиянием сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен во всю свою жизнь: прямота и благородство, отмечаемое и начальством, и товарищами, жажда внутренней работы, глубоко спрятанной от постороннего взгляда, замкнутость, постоянный и упорный труд при самом точном распределении дня, уклонение от чего — редкое исключение, аккуратность и бережливость» [7, с. 179].

    В первые годы своего обучения и в приходском, и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдах золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием.

   Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. В процессе лечения головы неожиданно исчезла постоянно мучившая его золотуха и появилось какое-то прояснение ума. Вскоре после этого случая Михаил стал одним из лучших воспитанников училища.

В 1831 г. он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.

    За 6 лет учебы в семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние 2 года учебы в семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

    В 1837 г. он закончил семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архим. Иннокентий, профессор Я. К. Амфитеатров, профессор архим. Димитрий (Муретов) и другие.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение «План христианской аскетики» и «История Киевской академии» заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митр. Филарет (Амфитеатров). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

    В жизни М. Булгакова было много знаменательных моментов. Так, например в 1841 году произошло знакомство иеромонаха Макария с епископом Афанасием (Дроздовым), ректором Петербургской духовной академии, который пригласил иеромонаха Макария в Петербург для чтения лекций по богословским наукам. Здесь, читая богословские науки, 15 лет: с 1842 по 1 мая 1857 года, Макарий получает возможность для личностного и духовного роста: бакалавр, с 1843 года — экстраординарный, а с 1844 года — ординарный профессор богословия, одновременно с этим помощник инспектора, инспектор, а последние шесть с половиной лет — ректор академии. Но кроме этого, иеромонах Макарий выполнял также множество поручений по духовному ведомству, редактировал «Христианское чтение», ревизовал духовные семинарии и т. п. Его лекции настолько интересны, объемны и вески, что в 1846 году киевские лекции, переработанные в Петербурге,— «История христианства в России до святого Владимира, как введение в Историю Русской Церкви» публикуются отдельной книгой. Среди очерков и статей М.Булгакова особенно стоит выделить статью под названием «Три памятника русской духовной литературы XI века», открывшую науке писателя XI века — монаха Иакова. Как считают специалисты, «уже одно установление писателя XI века монаха Иакова и его произведений могло бы навсегда упрочить в науке имя разыскателя, но Макарий дал нам целый ряд таких открытий» [7, с. 196].

   Много сил и времени отдавал М. Булгаков богословию, результатом этой кропотливой работы стали два капитальных труда: «Введение в православное богословие» (1847), принесшее Владыке Макарию докторскую степень, и «Православное догматическое богословие» (1851—1853гг.), рецензированное архиепископом Иннокентием и давшее автору полную демидовскую премию. Но любимым занятием  М. Булгакова были занятия по Истории Русской Церкви. Он считал несомненно важным, что «уже то, что святая вера существовала в странах наших, между народами, которых потомки составляют ныне, вместе с нами, одно политическое тело... а особенно важно достоверное известие, что некоторые из тогдашних  Церквей, бывших в пределах наших (в Херсонесе Таврическом, Готская епархия в Крыму, Грузинская Церковь), или имели влияние на происхождение настоящей Церкви Русской,  или даже вошли со временем в состав ее» [5, с. II — III ]. И для епископа Макария казалось многозначительным, что («во мраке идолопоклонства», согласно сохранившимся свидетельствам, «мерцали уже звезды, которые указывали путникам прямой путь к горней отчизне, что такие звезды, время от времени, более и более умножались в числе, пока не наступила наконец заря, предвестница радостнейшего утра».

   Конечно, заслуги Высокопреосвященного Макария перед историей Русской Церкви не исчерпываются его фундаментальными научными трудами. В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, составивший, по отзыву профессора А. П. Лебедева, «бесспорную эпоху в развитии  церковно-исторической науки у нас, в России» [12, с. 510]. Согласно этому уставу все науки академического курса распределялись на три отделения, одно из которых было церковно-историческим. Записавшись на это отделение, студенты четыре года могли посвятить почти исключительно изучению исторических наук. Вскоре в некоторых академиях (например в Московской) церковно-историческое отделение сделалось самым  популярным и переполнилось слушателями. Кроме этого в Уставе было еще несколько нововведений (присуждение ученых степеней, тенденция к возрастанию роли Истории Русской-Церкви как поприща для ученых занятий и пр.)

В 1874 и 1875 гг. архиеп. Макарий производил обозрение существовавших тогда 4-х духовных академий. Все это требовало много труда и времени. Он выполнял и ряд других поручений Св. Синода, например, исправлял перевод Св. Писания, составлял ответы Св. Синода на запросы по важным богословским вопросам, с которыми обращались единоверные нам церкви Востока.

Несмотря на большую загруженность работой, не прекращал архиеп. Макарий и своего любимого дела - литературной деятельности. Им были закончены еще 3 тома его труда по русской церковной истории.

   Не оставлял он и своей проповеднической деятельности. При каждом посещении Вильно он выступал с церковной кафедры с живым словом назидания. Сохранилось 27 его слов и речей, остальные не были записаны. Проповеди литовского периода имели направление к уяснению понятия о православии, существе его, ревности по православию.

8 апреля 1879 г. архиеп. Макарий был возведен в сан митрополита Московского. Вступив на кафедру Московской митрополии, преосвящ. Макарий в первую очередь занялся наведением порядка в московских церквах и среди духовенства. Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства. В своих поступках и действиях в отношении духовенства он соблюдал полное беспристрастие и справедливость. Такое постоянное требование соблюдения справедливости и законности вызывало неудовольствие со стороны некоторых лиц.

   Но и опять, несмотря на чрезвычайную напряженность и нервозность работы в Московской митрополии, митрополит Макарий продолжал трудиться над своей "Историей Русской Церкви". Здесь были закончены еще три тома его капитального труда, т. е. X, XI и XII и начат XIII, который закончить ему уже не удалось.

  Из этого период жизни его сохранилось 24 проповеди, которые были напечатаны отдельной книгой.

 

Заключение

 

   Таким образом, проследив всю жизнь Московского митрополита Макария, можно сказать, что это был грамотнейший человек своего времени, неутомимый труженик, принесший за свою жизнь большую пользу обществу.

Скончался митрополит Макарий 9 июня 1882 г. Утром в этот день он чувствовал себя нормально, принимал посетителей. К 12 часам дня ему стало плохо, а в 12 ночи душа его тихо отошла ко Господу.

После кончины тело почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, а оттуда после заупокойной литургии - в Троице-Сергиеву Лавру.

   По случаю 200-летия со дня рождения великого богослова и историка Русской православной церкви, нашего земляка, митрополита Московского и Коломенского Макария, на белгородчине начали подготовку к торжественным мероприятиям. На родине митрополита – в селе Сурково Шебекинского района – в сентябре откроется духовно-просветительский центр с храмом-часовней, бюстом митрополита и парком площадью 2,6 га. Храм освятят в честь павшего от руки крымских татар священномученика Макария Киевского, имя которого при принятии монашества получил Булгаков. За его основу взяли проект храма великомученицы Варвары, который находится на площадке Лебединского ГОКа. Сейчас ведётся внутренняя отделка часовни в Сурково.

Возле храма весной заложат сад. Парк и часовню торжественно откроют в начале сентября. Помимо этого, в Шебекинском районе проведут фестиваль «На земле Макария».

  На прошедших в декабре Иоасафовских чтениях

 представили документальный фильм Виталия Старикова, посвящённый митрополиту. Его планируют дополнить и распространить по области.

В честь 200-летия со дня рождения богослова выпустят юбилейную медаль. Настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег (Кобец), возглавляющий комиссию по духовно-нравственному, патриотическому, физическому и экологическому воспитанию и просвещению Общественной палаты Белгородской области, предложил также обратиться в Сбербанк с предложением о выпуске юбилейной монеты.

  В этом году в области в первый раз вручат премию митрополита Макария за успехи в образовании. Её планируют сделать ежегодной.

   Мемориальный знак в честь митрополита установят в Короче, где он посещал духовное училище.

   В планах оргкомитета также просветительские мероприятия: форум, митрополичья гостиная, круглый стол о вкладе земляков в церковно-историческую науку с участием Союза краеведов России, читательская конференция по книге протоиерея Фёдора (Титова) «Макарий Булгаков, митрополит Московский» (издание уже распространяют по церковным приходам, в будущем оно появится в ряде учебных заведений и библиотек).

  Богослову посвятят театрализованную постановку (её готовят в БГИИК), литературный и художественный конкурсы. Его именем назовут специальные аудитории в Белгородской духовной семинарии и НИУ «БелГУ».

Студентов ожидают паломнические поездки в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к месту захоронения митрополита. Официальная делегация области также отправится в лавру на масштабные памятные мероприятия в сентябре.

 

«Митрополит Макарий вошёл в историю как церковный, научный и общественный деятель. Его жизненный путь – прекрасный пример самоотверженности в служении, последовательности в достижении целей и трудолюбия. 200-летие со дня его рождения станет ещё одним поводом для активизации соработничества органов власти и духовенства в вопросах воспитания и образования молодых людей», – отметил заместитель губернатора Сергей Боженов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что работа может быть использована при изучении школьниками 6-9 классов общеобразовательной школы православной темы Белгородского края, при проведении классных часов и других мероприятий по изучению краеведения.

 

Список использованной литературы:

1. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви, тт. I — XII . СПб., 1857— 1883 (2-е изд., тт. I — III , 1868, Харьков; 3-е изд., 1883—1900).

2. Макарий, архиепископ Харьковский. История христианства в России до

равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви. 2-е  исправл. издание, СПб., 1868.

3. Митрополит Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под

именем старообрядчества. 3-е издание, СПб., 1889.

4. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. I , 1 и 2 половины. Период первый,

Киевский, или Домонгольский. М., 1880—1881 (2-е изд., 1901—1904); т. II , 1 и 2-й  половины. Период второй, Московский, от нашествия монголов до митрополита Макария   включительно. М., 1900, 1917.

5. Голубинский Е. Е. К нашей полемике с старообрядцами, 2-е изд., М

6.Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.

7.Приселков М. Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История Русской Церкви (1816—1916)». «Русский исторический журнал», 1918, кн. 5.

8. Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк, т. I : Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816—1857). Киев, 1895, с. 432—433.

9.Титов Ф. И. (свящ.). Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк, т. II (1857— 1868). Киев, 1903.

10. Титов Ф. И. Критико-библиографический обзор по истории Русской Церкви. Вып. 1, Киев, 1901.

11. Титов Ф. И. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории Русской Церкви. Вып. III . Киев, 1904.

12. Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX . М., 1898.

 

 

Митрополит московский и коломенский Макарий (Булгаков), выпускник Белгородской духовной семинарии

(исследовательская работа)

                                                                           Выполнила:

Терехова Юлия Валериевна

учащаяся 9  «Д» класса

Руководитель:

Авдеева Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

Введение

 

     В 2016  году исполняется 200 лет со дня рождения одного из выдающихся иерархов Русской Православной церкви, члена Священного Синода, церковного ученого, доктора богословия Митрополита Макария (в миру Михаила Петровича Булгакова) - уроженца села Сурково Шебекинского района Белгородской области.

      Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить нашего выдающегося земляка Макария (Булгакова), чьё имя было незаслуженно забыто в советские годы. Ведь Макарий (Булгаков) – автор множества трудов по богословию, проповедничеству. Его перу принадлежит 13 томов «Истории русской церкви», которую можно сопоставить с трудом С. Соловьева «История России с древнейших времен».

     Цель работы: восстановить страницы жизни митрополита Макария,  воссоздать этапы его жизненного пути и богословского наследия.

     Методы исследования: моя исследовательская работа носит описательный характер, материалы большей частью взяты из Большой российской энциклопедии, Интернет-ресурсов.

     Задачи исследования: 1.Рассказать  о  жизни  и богословской деятельности  святителя Макария.

2. Изучить литературу о святители Макарии.

3. Проследить по различным источникам о судьбе Макария (Булгакова), его вкладе в историю Белгородчины.

      Объект исследования – это   документальные очерки, материалы  о митрополите Макарии

     Предмет исследования – жизнь  и богословская деятельность митрополита  Макария,  его связь с Белгородским краем.

  Временные рамки исследования охватывают период с первой  половины XIX века по  2016 год.

 

ЖИЗНЬ И БОГОСЛОВСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные даты жизни:

1816 - рождение

1825/27 - обучение в духовном училище г. Корочи.

1827/31 - обучение в окружном училище при Курской духовной

семинарии, г. Белгород.

1831/37 - обучение в Курской духовной семинарии, г. Белгород.

1837/41 - обучение в Киевской духовной академии

1841 - монах (15 февраля), иеродиакон (25 марта), иеромонах

(24 июня), бакалавр русской церковной и гражданской истории

1842 - бакалавр богословских наук в СПбДА, затем магистр

Богословия     Митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882) 1

1843 - экстраординарный профессор богословских наук

1844 - архимандрит, инспектор и ординарный профессор

СПбДА

1849 - ректор СПбДА

1850 - епископ Винницкий, викарий Каменецко-Подольской

епархии

1857 - епископ Тамбовский и Шацкий

1859 - епископ Харьковский и Ахтырский

1862 - архиепископ

1868 - архиепископ Литовский и Виленский, доктор русской

истории

1879 - митрополит Московский и Коломенский, член Свя-

тейшего Синода

1882 - неожиданная кончина и погребение Свято-Троицкой лавре

 

                        Первые годы жизни (1816-1823)

Митрополит Макарий - в миру Михаил Петрович Булгаков - родился

19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда

Курской Губернии (ныне - Новооскольский район Белгородской области).

Его отец Петр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Петр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Петр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей.

Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью

священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая

домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы.

Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными

поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. В 1850 году на ее пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

Михаил был третьим ребенком среди шести детей. Младенец родился слабым и в тот же день был крещен с именем Михаил. Мальчик от рождения обладал слабым здоровьем и постоянно страдал золотухой

(распространенная среди детей болезнь, вид современного диатеза). Священник Петр умер в 1823 году, когда старшей дочери исполнилось 10, Михаилу - 7 лет, а самому младшему три месяца. Семье едва хватало средств к  существованию.

              Начальное образование и воспитание (1823-1831)

    В 1823 году пора было отдавать Михаила учиться. Мать послала своего сына к крестному отцу - священнику Павлу Никитскому, служившему за 7 верст от них. Священник Павел с давних лет содержал  домашнюю школу. Такие школы были в большом ходу среди сельского духовенства в XVIII - начале XIX века. Туда отдавали своих детей для обучения грамоте как сами прихожане, так и окрестные священники. Михаил, несмотря на усердие и прилежание с трудом усваивал учебу: болезнь сопровождалась притуплением

умственных способностей и особенно памяти. Однако он научился читать и писать.

   Через 2 года мать отвезла сына в г. Корочу в приходское духовное  училище. Хотя и там учение давалось с трудом, но преподаватели

заметили настойчивость и трудолюбие мальчика. Впоследствии  митрополит Макарий сам говорил, что он «всегда принадлежал к числу самых исправных и аккуратных учеников». Еще через 2 года, в июле 1827 года Михаил без задержек переходит в Окружное уездное духовное училище, расположенное в г. Белгороде в одном здании с Курской духовной семинарией.

   Вскоре Господь наградил терпение трудолюбивого ученика. Ввиду плохих способностей уроки приходилось мальчику учить даже тогда, когда сверстники могли играть во дворе. От шума Михаил  удалялся обычно с книжкой за сложенные на дворе дрова. Однажды случайно брошенный камень перелетел через поленницу и попал в голову Михаила так, что глубоко рассек кожу и вызвал сильное кровотечение. Вопреки ожиданиям, потеря крови не усилила болезненность  мальчика. Напротив, с заживанием раны навсегда сошли все следы золотухи и мучительная болезнь навсегда оставила мальчика. Хотя по физическому развитию Михаил продолжал отставать от товарищей, но это уже не мешало быстрому расцвету духовных и умственных  сил при нажитом трудолюбии. Вскоре он занял первое место

в классе. Впоследствии митрополит Макарий всегда был благодарен

Божественному Провидению, испытавшему его в детстве посредством

мучительной болезни: она послужила одним из самых сильных побуждений к постоянному трудолюбию.

На одном из экзаменов архиепископ Курский Илиодор был так восхищен ответами и способностями Михаила Булгакова, что начал расспрашивать его о семействе и принял в нем горячее участие. Матери  Булгакова он назначил пенсию в 100 рублей (большой по тому времени оклад в духовном ведомстве), а всех трех сестер выдал замуж за будущих священников.

 

               Курская духовная семинария (1831-1837)

   Способности Михаила еще более обнаружились, когда он был переведен из училища в Курскую духовную семинарию. Здесь, за свои блестящие успехи, он приобрел такую любовь к себе и уважение начальства, что некоторые преподаватели, вопреки существующему обычаю и несмотря на его юношеский возраст, обращались к  нему по имени-отчеству.

   В 1831 году профессором Киевской духовной академии была

проведена ревизия семинарии. В результате Правление академии расширило здания, назначило особых помощников инспектора и  увеличило преподавательский состав. Во главе семинарии был поставлен ученый ректор архимандрит Анатолий (Мартыновский), набиравший  преподавателей из числа лучших выпускников Киевской  академии. Благодаря этому ко времени поступления Михаила Булгакова в семинарию там сложился кружок даровитых преподавателей, горячо любивших свое призвание и потому имевших большое влияние на учеников.

    В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, развил и усвоил ту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются и до сих пор привлекают все его труды, строгую логичность и точность мысли. Здесь на Михаила оказал большое влияние преподаватель церковного красноречия Д.С.Любицкий, магистр  Киевской академии. Он составил свое собственное руководство по предмету, причем главное внимание уделял практическим  упражнениям учеников. Благодаря ему Михаил познакомился

с новой литературой и, будучи уже архиепископом Харьковским,  посетил родную семинарию и публично благодарил старца-учителя за то, что «научился любить русскую литературу и правильно писать»  В семинарии Михаил читал Карамзина. Поэзия Жуковского увлекла его настолько, что все его стихи он переписал в тетрадь и помнил наизусть. Кроме того, он сам и в семинарии, и в академии неплохо подражал произведениям любимого поэта.

Даже в первом классе семинарии он экспромтом говорил хрии руднейшие риторические упражнения того времени. Много лет спустя, когда митрополит Макарий стал известным ученым профессором и знаменитым духовным оратором, его способность к импровизации многих приводила в удивление. Сам митрополит Макарий, в личной беседе, говорил, что его речи много теряют при переложении  на бумагу, так как обычно записывались на второй или третий  день по произнесении.

    В 1832 году ректором семинарии стал архимандрит Елпидифор

(Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Познакомившись

на экзаменах в 1833 году с Булгаковым, он стал заботиться  о судьбе замечательного ученика. Архимандрит Елпидифор  брал его с собою на каникулы, поучал, воспитывал, направлял развитие  умственных способностей. Михаилу было позволено жить в одной квартире с ректором. Монах высокого аскетического подвига  и чистоты, Архимандрит Елпидифор сумел увлечь юношу своим  живым примером радости иноческого жития и нравственного совершенства.

    Михаил подражал своему учителю во всем, даже во внешнем: в манере ходить, держаться в общении, даже в почерке.

Архимандриту Елпидифору Михаил был обязан знакомством с  трудами преосвященного Иннокентия (Борисова), тогда ректора Киевской  духовной академии. Его труд «Последние дни земной жизни  Иисуса Христа», напечатанный в «Христианском чтении», Булгаков  собственноручно  переписал.

  Кроме архимандрита Елпидифора и Д.С. Любицкого,  на Михаила

Булгакова оказал существенное влияние профессор П.Д. Вышемир-

ский, один из лучших магистров VII курса Киевской академии. В

Курской семинарии он преподавал церковную историю, и Михаил

Булгаков был одним из первых его слушателей. Свое преподавание

профессор Вышемирский сопровождал обильным чтением первоисточников,

знакомил учеников с современными достижениями  церковно-исторической науки, а сами лекции читал не по книгам  или запискам, но свободно, обладая хорошей дикцией и даром живого   слова.

    14 июля 1837 года Булгаков закончил семинарию со степенью  студента и прослушал курсы наук богословских, философских, словесных, исторических, физико-математических; изучал языки: греческий,  латынь, еврейский, французский.

  Следует отметить, что будущий митрополит Макарий был воспитанником

старой духовной школы. Именно эта школа – наследница  духовных школ XVIII столетия - воспитала таких великих церковных  деятелей, как святитель Филарет Московский, святитель Феофан  Затворник, святитель Иннокентий Московский и множество других замечательных мужей.

 

             Киевская духовная академия (1837-1841)

    В августе 1837 года Михаил Булгаков вторым по списку поступил

в Киевскую духовную академию, получив на вступительных экзаменах

почти по всем предметам по единице, т.е. высшему баллу. В это время Киевская академия вступила в самую блестящую эпоху

своей истории. Ректором в КДА был знаменитый архимандрит Иннокентий

(Борисов), впоследствии архиепископ Херсонский, введший в преподавание русский язык вместо латыни и своим примером побуждавший студентов на труд и самообразование. Митрополит Макарий свидетельствовал, что ректор более всего старался развивать  мыслительную силу в студентах и требовал, чтобы они не заучивали лекций, а непременно передавали их своими словами

Со студентами архимандрит Иннокентий обыкновенно обращался

ласково, вежливо и уважительно. В его отношении к ним было

много отеческой доброты и заботы. В академии Михаил слушал философию

у прот.И.М.Скворцова; богословие у знаменитого  мандрита Димитрия Муретова;

 

     В низшем отделении он пишет сочинение в стихотворной форме

« Смерть старца отшельника», а в старшем отделении «План христианской

Аскетики». Это сочинение было аттестовано профессором,

как превосходящее все известные сочинения иностранной литературы

по этой теме, а митрополит Московский Филарет писал: «Сочинение,

стоившее не малого обдумывания и во многих частях соответствующее

цели назидания».

       Ректор КДА архимандрит Иннокентий стал непосредственным

наставником будущего митрополита. «История Киевской духовной

академии»  - выпускное сочинения Михаила Булгакова - было написана

по предложению самого архимандрита Иннокентия. Он и был

руководителем в данной работе. Польские источники переводил

преподаватель польского языка В.И.Аскоченский. Михаил Булгаков

тщательно пересмотрел не только библиотеку академии, но также

книгохранилища Софийского Собора и Александро-Невской Лавры.

Сочинение дало автору степень магистра, а митрополит Московский

Филарет писал: «Сочинение достойное внимания по обилию собранных

сведений и по порядку изложения оных ... Хотя предмет сочинения

не богословский, однако, касаясь суждением разных ученых

предметов, сочинитель показывает себя достойным степени магистра

« Появление этого сочинения в печати принесло известность

Булгакову, сразу же вызвав положительные рецензии в научных журналах.

    На последнем году обучения в академии исполнилось давнее желание

Михаила. В возрасте 25 лет 15 февраля 1841 года он был пострижен

в монашество с именем Макарий, в честь митрополита Киевского

священномученика Макария. Вместе с ним принимал постриг Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник. 25

марта того же года монах Макарий был посвящен в сан иеродиакона.

Еще через три месяца, по окончании курса наук, он 28 июня 1841

с причислением к первому разряду воспитанников был рукоположен

в иеромонаха.

Иеромонах Макарий стал вторым по списку магистром. Выпускной

экзамен по богословию принимал митрополит Филарет Киевский.

Иеромонах Макарий был спрошен первым и получил высший

балл.

 

                   Первые годы преподавания (1841-1842)

Академии в то время были крайне нужны даровитые преподаватели,

способные не только хорошо вести свой предмет, но даже  вновь создавать системы наук. Такая задача и была возложена на  иеромонаха Макария: по благословению ректора архимандрита Димитрия  Муретова он возглавил в 1841 году впервые образованную  кафедру Русской церковной и гражданской истории. Все летние каникулы он употребил на подготовку лекций, которые с 1847 года  печатались в «Христианском Чтении». Они легли в основу будущейкниги «История христианства в России до равноапостольного князя

Владимира, как введение в историю Русской Церкви».

   Параллельно с курсом истории Русской Церкви, иеромонах Макарий

читал курс Русской гражданской истории. По воспоминаниям

учеников, он читал с неподражаемо хорошей дикцией, с большим увлечением. Лекции его были всегда обдуманны, стройны, живы,

содержательны и необыкновенно интересны. К сожалению, академические

чтения по гражданской истории не сохранились. За серьезное отношение к делу и интересные лекции студенты платили молодомупреподавателю искренним уважением и вниманием к его лекциям.

  Иеромонах Макарий всегда говорил лекции наизусть, хотя в то же время было заметно, что он тщательно их готовил дома. Произносил свои лекции он громко, отчетливо, ясно и выразительно.

    Иеромонах Макарий оставался на службе в родной академии

только один год. Промыслу Божию было угодно призвать своего избранника

на дело в ином, более видном по человеческим понятиям месте служения. Архимандрит Афанасий (Дроздов) был вызван из Херсонской духовной семинарии на должность ректора Петербургской  духовной академии. Летом 1841 года он был проездом в Киеве и слышал о молодом, подающем надежды преподавателе. Как ректор  СПбДА, архимандрит Афанасий был освобожден от преподавательской деятельности и возведен в сан епископа Винницкого. Будучи  близок с обер-прокурором Синода графом Протасовым,

 Афанасий попросил на свободную кафедру богословских наук

киевского бакалавра Макария.

 

            Годы преподавания и ректорства в СПбДА (1842 - 1851)

Митрополит Макарий писал: «С первого вечера, как только я к

нему (т.е. к преосвященному Афанасию) представился, когда он

преподробно, в продолжении часов пяти, поиспытал меня в знании

догматического богословия, особенно касаясь пунктов православия;

с этого рокового, вовсе непредвиденного мною в дороге беззаботного

вечера, он тут же начал сильно хвалить мой образ мыслей, называя

его совершенно сходным (а этот вечер начался через час, как

только я слез с повозки) до малейших подробностей со своим.

Сколько отсюда хорошего для меня! Признаюсь, мои счастливые ответы

в тот вечер, к которому я вовсе не готовился, отнюдь не зная,

что мне придется претерпеть здесь, ответы сии я почитаю особенным

благодеянием благодеющего мне Промысла: ведь от них на первый раз зависело мое все».  Действительно, преосвященный Афанасий

начал сразу же покровительствовать иеромонаху Макарию,

повсюду делать о нем самые благоприятные отзывы и давать самые

серьезные поручения.

Иеромонаху Макарию были поручены лекции по догматическому

богословию. Занятия начались через два дня после приезда. Он

писал: «  Классов в неделю мне дано три, да знайте, что ходить-то в

классы здесь надобно непременно после колокольчика минут через

пять, десять и сидеть непременно до конца; а классы-то весьма часто

посещает сам преосвященный ректор. ... Уроки свои я обязан писать

немедленно, чтобы отдавать в литографию ... А признаюсь:

зело трудно составлять лекции по догматике» . Иеромонах Макарий

прочел положенный курс в 25 лекций по 2 часа каждая. Затем в том

же 1842/43 учебном году он читал лекции по введению в богословие.

По поручению ректора иеромонах Макарий вел практические

занятия с выпускниками: обучал преподавать лекции будущих профессоров.

С самого приезда молодой преподаватель стал помощником

инспектора. Он был обязан по крайней мере пять раз в день обойти

все комнаты и быть на всех студенческих трапезах.

Ректор поручил о. Булгакову составить темы для сочинений и

курсовых работ. Кроме того, он же должен был и проверять их. Из

200 тем, предложенных иеромонахом Макарием, ректор утвердил 55

по числу студентов. «Беда! Хотят взвалить почти все на меня, - писал

будущий митрополит. - Упаси, Боже! А преосвященный того хочет,

да и студенты прямо просят».

По поручению епископа Афанасия иеромонах Макарий начал составлять

сборник догматического учения по руководству святителя

Димитрия Ростовского.

     Преосвященный Афанасий, довольный первым трудом иеромонаха

Макария, поручил ему составить подобным образом и руководство

по нравственному богословию из трудов святителя Димитрия.

Тогда же оакарием было начато составление  «Введения в Православное

Богословие» . В основу этой работы, которую сам автор

называл «энциклопедией богословских наук» было положено сочинение

«План христианской аскетики».

   В 1844 году иеромонах Макарий был возведен в сан архимандрита,

назначен инспектором академии и награжден степенью ординарного

профессора богословия. В должности инспектора архимандрит Макарий прослужил 6 лет, с 1844 по 1850.

В эти годы архимандрит Макарий преподавал курс основного богословия.

Полностью переработав содержание предмета, Макарий

Булгаков в 1847 году напечатал свои лекции под названием «Введение

в Православное богословие».

    Одновременно с курсом введения в православное богословие архимандрит

Макарий читал лекции по догматическому богословию.

Программа лекций полностью совпадала с планом сочинения «Догматическое  учение святителя Димитрия Ростовского».

     Митрополит Санкт-Петербургский Антоний, обозревавший в

1843 году академию, свидетельствовал перед Святейшим Синодом,

что он «нашел в воспитанниках академии по догматической части

твердое православное направление, в изучении святых Отцов

Церкви полноту и ясность»  .

     Как инспектор, митрополит Макарий оставил по себе самые добрые

воспоминания. Окончивший академию в 1859 году Г.С.Рыбаков вспоминал: «Наше время отличалось строгостью правил студенческого

быта. Но мы не чувствовали этой строгости и не тяготились

ею. Вся эта регламентация, под разумным управлением и при педагогическом такте преосвященного Макария еще в бытность его

инспектором, такте, основанном на глубоком знании свойств души

человеческой, вошла в нравы и обычаи студентов, составляя дух заведения,

который традиционно переходил от одного курса к другомуи которым, как потоком, увлекался всякий новичок даже из непривыкших

к требованиям общежития. Студенты обыкновенно говорили:“у нас это не принято».

С 1844 по 1848 года архимандрит Макарий был назначен членом

Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. За помощью в

скорейшем продвижении поданных на рассмотрение трудов к архимандриту

Макарию обращались и преосвященный Иннокентий (Борисов),

и епископ Антоний (Мартыновский), и профессор Я.К.Амфитеатров и многие другие. За свое добросовестное отношение к делу он у всех пользовался глубоким уважением. Репутация архимандрита Макария как беспристрастного и аккуратного цензора сделалась широко известной и в кругу светских писателей. Трудился архимандрит Макарий совершенно бесплатно. Эта должность познакомила его с практическими правилами духовной цензуры, и после митрополит Макарий так обрабатывал свои сочинения, что они почти беспрепятственно проходили самых строгих цензоров.

    С 1844 по 1847 год вместе с архимандритом Макарием в Петербургской

академии преподавал Нравственное Богословие будущий святитель Феофан Затворник. Одновременно принявшие монашеский постриг, два великих богослова и подвижника на всю жизнь сохранили теплые дружеские отношения и вели переписку.

   Как профессор академии, архимандрит Макарий исполнял и другие

важные поручения. В 1845 году он по поручению академического

Правления исправил книгу «Изъяснение воскресных и праздничных

Чтений». На академической конференции, посвященной вопросам

преподавания богословских наук в университетах и лицеях, архимандрит

Макарий рекомендовал в качестве учебных пособий

«Догматическое богословие» архимандрита Антония (Амфитеатрова)

и «Историю Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского).

В 1847 году было опубликовано «Введение в Православное богословие».

В 1850 году архимандрит Макарий написал замечательное сочинение

по каноническому праву, до сих пор остающееся неизданным.

Это – «Собрание материалов для науки канонического права Православной

Русской Церкви, изложенное в систематическом порядке».

Как указывал профессор канонического права А.С.Павлов, мы и теперь

еще не имеем всех данных для построения полной догматической

системы русского канонического права, так как источники не

собраны и не изданы в особом хронологическом или систематическом

порядке.

    В 1850 году архимандрит Макарий был назначен ректором

Санкт-Петербургской академии и хиротонисан во епископа Винницкого.

    В 1851 году епископ Макарий, воспользовавшись очередной ревизией

духовной академии, устроил кафедру Русской церковной и гражданской истории, а также подал проект об образовании при духовных

академиях миссионерских отделений для борьбы с раскольниками.

В Петербургской академии такое отделение открылось с 1853 года.

Профессор-епископ имел в неделю две лекции по догматическому

богословию. С 1853 года преподавал историю раскола. Как ректор

академии, он был и главным редактором журнала «Христианское

Чтение».

  В первые годы своего ректорского служения епископ Макарий

непрерывно печатал Догматическое Богословие. В 1851 году вышли

2-й и 3-й тома, в 1852 году вышел 4-й том, а в 1853 году вышел последний

5-й том. Появление пяти томов Догматики преосвященного

Макария было отмечено всеми как новая эпоха русской богословской

науки, как торжество Православной Русской Церкви.

   После издания «Догматического богословия»  Святейший Синод

поручил епископу Макарию составить учебник по догматике для семинарий.

Книга была готова в том же 1853 году и отправлена на рассмотрение святителю Филарету Московскому. Митрополит Филарет продержал учебник у себя без всякого ответа до самой своей  кончины.

  Издание пятитомной «Догматики» , можно сказать, стало венцом

богословско-догматического творчества митрополита Макария. С

этого времени даровитый ученый епископ занимался почти исключительно

историей Русской Церкви. Результатом этой работы стало сочинение «История русского раскола, известного под именем старообрядчества». Оно печаталось в « Христианском Чтении» в 1853/54 годах, а затем вышло отдельной книгой в 1855г. Это сочинение доставило автору славу первого русского  расколоведа.

   Наконец, после 1855 года преосвященный Макарий смог приступить

к своему заветному труду - продолжению Истории Русской

Церкви. Он вновь переработал и издал первые три тома

Помимо этого большого труда епископ Макарий публиковал многочисленные статьи в академических журналах.

    Преосвященный Макарий в то время занимал должность председателя

Комитета для издания духовно-нравственных книг. Он был

одним из самых деятельных издателей небольших народных рассуждений

и рассказов, которые выбирались преимущественно из Святых Отцов.

     В связи с началом в 1853 году Крымской войны из Палестины

была отозвана русская духовная миссия, где служил иеромонах Феофан

(Говоров), будущий Вышенский святитель. Преосвященный  Макарий предложил своему другу и сокурснику на выбор три преподавательских

места: два в Киевской академии, одно - в С.-Петербургской.

Со смирением иеромонах Феофан решил положиться на  волю начальства, и был направлен преподавателем канонического права в столичной академии, под начальство епископа Макария.

Прослужив в СПбДА 15 лет, митрополит Макарий прошел в ней

все должности от бакалавра до ректора. Его управление академией

явилось целой эпохой в истории СПбДА, создавшей такие порядки,

которые считались образцовыми и которым потом подражали. В

академии митрополит Макарий сумел воспитать таких выдающихся

деятелей, которые явились впоследствии украшением не только богословской,  но и светской науки.  

    Архиерейское служение на Тамбовской кафедре (1857-1859)

В 1842 году для русского духовенства были введены штаты. В

результате многие священники оказались без мест, а молодые люди

из духовного звания в возрасте 20 - 30 лет вынуждены были уходить

в солдаты. Преосвященный Макарий видел бедственное положение,

в каком оказалось духовенство помимо своей воли. Он старался

в первую очередь восстановить упраздненные вакансии. Также

он поощрял строительство новых церквей, куда и назначал достойных

служителей.

Владыка Макарий энергично боролся с расколом и сектами, существовавшими в его епархии, всячески поощряя священников-миссионеров.

    Административная работа требовала столь многих усилий, что на

занятия наукой почти не оставалось времени. В этот период преосвященный

Макарий написал только несколько статей

  Преосвященный Макарий, введя в Тамбовской епархии строгую

церковную дисциплину, вызвал против себя неудовольство некоторых.

 В 1858 году в Петербурге распространился несправедливый слух, что епископ Макарий заставляет духовенство покупать свои книги. Этот слух был вызван ложным доносом. На деятельного Архипастыря он произвел такое сильное впечатление, что он стал желать перемещения из Тамбова. К этому желанию побуждал и местный климат, плохо отражавшийся на здоровье преосвященного Макария.

Кроме того, все важные лица, приезжавшие в Тамбов из Петербурга,

утверждали, что это назначение - временное.

Действительно, в 1859 году архиепископ Харьковский Филарет

(Гумилевский) был переведен в Чернигов, а на его место решено

было назначить преосвященного Макария. На Тамбовской кафедре

Митрополит Макарий (Булгаков; 1816-1882) 16

его заменил сокурсник по Киевской академии преосвященный Феофан

(впоследствии - святой Затворник Вышенский).

В день Вознесения Господня 21

мая 1859 года преосвященный Макарий совершил последнюю

литургию в тамбовском кафедральном соборе. Архипастырь так

описывал прощание со своей первой паствой

          Архиерейское служениеслужение на Харьковской кафедре (1859 -

1868)

   В июне 1859 года владыка Макарий приехал в Харьков. Благодаря

неустанным трудам его предшественника - архиепископа Филарета

(Гумилевского), более 10 лет (1848 - 1859) управлявшего кафедрой,

- Харьковская епархия находилась в благоустроенном состоянии.

Не только в городах, но и во многих селениях были каменные

церкви, которые содержались в чистоте и порядке. Духовенство

было образованным и усердно исполняло свои пастырские обязанности.

В епархии действовала Харьковская духовная семинария, три

мужских духовных училища (Харьковское, Ахтырское и Купянское)

и одно женское училище для девиц из духовного сословия.

  Проведя в 1859 году ревизию семинарии, Владыка остался доволен.

Харьковская семинария находилась в новом здании, выстроенном

при архиепископе Филарете (Гумилевском). Учебный процесс

был поставлен на твердую основу. Нравственность воспитанников

была очень хорошей. Владыка Макарий сумел из епархиальных

средств повысить жалованье для преподавателей и наставников и

увеличить содержание студентов. Кроме того, он дал указание литографировать  учебные лекции, после того, как их внимательно проверит

и одобрит ректор семинарии. В 1866 году 18 священников Харьковской

епархии имели академическое образование, 597 окончили

полный курс семинарии, а 107 - неполное.

В зданиях Харьковского училища был проведен капитальный ремонт.

  Харьковский период служения архиепископа Макария замечателен

обилием проповедей и поучительных слов, произнесенных как

в кафедральном соборе, так и в епархиальных храмах. Впоследствии

проповеди архиепископа Макария были изданы отдельной книгой, и

составляют важную страницу в истории русской гомилетики.

В 1861 году 19 февраля был обнародован Высочайший манифест

о даровании крепостным людям прав состояния свободных обывателей.

11 марта этот манифест был прочитан в Харьковском соборе.

Архиепископ Макарий произнес поучительное слово, в котором говорил:

«Ныне перед нами совершается одно из величайших и благодетельнейших

событий, какие когда-либо совершались в пределах

земли русской. Почти целая треть исполинского населения России

приемлет новый, лучший жребий из рук своего Благочестивейшего

Государя. Около 23 миллионов наших соотечественников получают

новые гражданские права и как бы новую жизнь. . Мысль изнемогает,

усиливаясь обнять всю громадность события, которого мы видим

одно начало. Только потомки, дальние потомки в состоянии будут

измерить полное значение этого события и, конечно, запишут

его как самую яркую эпоху на страницах русской истории. . Вы

особенно, наши братья, на кого непосредственно излилась ныне милость

царская, умейте понять эту чрезвычайную милость, умейте

оценить ее и достойно возблагодарить Помазанника Божия своим

добрым поведением и повиновением Его священной власти» .

Сочувствуя преобразованиям 60-х годов, архиепископ Макарий

сравнивал законы, исходившие от престола Государя, с новым вином,

которое вливается в ветхие мехи.

     За время служения на Харьковской кафедре преосвященный Макарий

получил следующие награды: в 1862 году он был возведен в

сан архиепископа; в 1865 году награжден орденом святого Владимира

II степени; в 1867 году - орденом святого Александра Невского.

В 1868 году архиепископ Макарий был вызван в Санкт-Петербург

для присутствия в Священном Синоде. Совершая перед отъездом

литургию в Харьковском соборе, он чувствовал, что больше не

увидится с дорогой его сердцу епархией. Действительно, через два

месяца после приезда владыки Макария в Петербург скончался митрополит

Литовский Иосиф (Семашко). Еще через месяц высокопреосвященный

Макарий был назначен архиепископом Литовским

и Виленским.

      

           Годы управления Московской митрополией (1879-1882)

Высокопреосвященный Макарий прибыл в древнюю столицу

России 7 мая 1879 года. Духовенство встречало архипастыря в Чудо-

вом монастыре. Через три дня после приезда он отслужил литургию

в Успенском соборе Кремля.

Как священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,

владыка Макарий в первые же дни служения на Московской кафедре

приехал в обитель преподобного Сергия. Множество народа собралось

под стены древнего монастыря, чтобы увидеть прославленного

митрополита, знаменитого не только своими научно-богословскими

трудами, но и справедливым и ревностным отношением

к своей пастве.

Положение дел в Московской епархии было непростым и новому

Митрополиту пришлось трудно. Строго наказывая провинившихся,

Владыка вновь подвергся незаслуженным упрекам, так что последние

годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству.

Н.С.Лесков писал: «И сейчас бессильная злоба низких людей

не устает работать в том недостойном направлении — что и понятно:

такое умное и характерное лицо, как митрополит Макарий, не

может всем одинаково нравиться...».

       Москва никого не оставляла равнодушным к себе. Она оставила

глубокий след и в сердце митрополита Макария. Свое служение на

Московской кафедре владыка Макарий считал великой милостью

Божией. Он полюбил ее не только любовью архипастыря к своей

пастве, не только любовью гражданина российского к первопрестольной

столице своего государства, но и любовью русского историка

к самому истоку русской национальной и духовной жизни.

Отмечая особое благочестие москвичей, владыка Макарий говорил,

что видит «в России, и особенно в сердце ее в Москве, такой

неистощимый родник благочестия, что его, без сомнения, на многие

века хватит не только для внутренней жизни России, но и для просвещения

языческих народов» .

Будучи действительным членом Императорской академии Наук

по кафедре русского языка и словесности, владыка Макарий присутствовал

на открытии 6 июля 1880 года памятника А.С.Пушкину и

произносил торжественную речь. В 1880 году митрополит Макарий

был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира

первой степени.

    Научное творчество заслуженного митрополита в московский период

его жизни было по-прежнему интенсивным. За 3 года владыка

Макарий издал X и XI тома «Истории Русской Церкви», подготовил

к печати XII том и начал готовить XIII, для которого сделал подробный

план и подготовил материалы. Кто знает, сколько замечательных

трудов создал бы великий ум Московского митрополита, если

бы Провидению угодно было продлить годы его жизни.

  В течение лета митрополит Макарий проживал в загородном архиерейском

доме в селе Черкизово. 9 июня Владыка был совершенно

здоров и все утро, по заведенному им порядку, занимался делами

и потом принимал посетителей. После приема, в 12 часу дня он отправился в купальню, устроенную на пруде, в которой ежедневно купался с 29 мая. Но лишь окунулся два раза, как почувствовал себя нехорошо и поспешил выйти из воды. Стал одеваться, но сам не мог, и испуганный сказал, и неоднократно: «Господи, что это такое?» На пути к дому Владыка лишился чувств. Его внесли в кабинет, послали за врачами. Приехали трое, приняли все меры, но безуспешно: митрополит скончался в половине 12 часа ночи.

14 июня после отпевания тело митрополита Макария прибыло в

Троицкую Лавру около шести часов вечера и было положено в

Троицком соборе. В тот же вечер совершили панихиду, а на другой

день совершили заупокойную литургию. Богослужение возглавлял

архиепископ Варшавский Леонтий. После литургии ректор МДА

прот.С.К .Смирнов произнес слово. После литургии в соборе была

отслужена панихида. По окончании панихиды гроб был обнесен вокруг

Троицкого собора с совершением литии, а затем погребальное

шествие направилось к Успенскому собору. После литии тело было

положено в гробницу, устроенную на западной стороне Успенского

собора подле могилы Августина, архиепископа Московского

 

 

Заключение

 

Это был неутомимый подвижник  науки, своими замечательными трудами

внесший великий и ценный вклад в сокровищницу русского православного

богословия и церковной истории и в то же время самый доброжелательный и

щедрый поощритель научных трудов других деятелей.

Его «Богословие»  есть до сих пор лучшая и самая полная система вероучения  всего Православного Востока, на котором вот уже в течение 50 лет непрерывно воспитывается все духовное

юношество нашего Отечества.

Его «История Русской Церкви» представляет собой памятник не только научный, но и художественный, которому и доселе удивляются все лучшие историки.

 Ни один русский ученый, занимающийся в области Православного

Богословия, не может обойтись без богословских и церковно-исторических

трудов митрополита Макария.

 Практическая значимость исследования состоит в том, что работа может быть использована в средней общеобразовательной школе на уроках православной культуры, истории, при проведении классных часов, подготовке внеклассных мероприятий.

 

Список использованной литературы:

1.    Большая российская энциклопедия: В 20 т. Т.18/гл. ред.С.Л.Кравец.-М.:Большая российская энциклопедия, 2011.-528 с.:ил.

2.    Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М., изд-во «Наука», 1972.

3.    Добромыслов В. П. Макарий Булгаков, митрополит Московский, как расколовед; 1. Митрополит Макарий как историк русского раскола старообрядчества. Рязань, 1900.

4.     Воспоминания Е. Е. Голубинского. Кострома, 1923.