Умники и умницы

 

(жизнь и наследие митрополита Макария (Булгакова)

 

    Авторы:

                                                          Криводерева Людмила Вячеславовна,

                                                           учитель русского языка и литературы,

                                            Ивановская Ольга Ивановна,

                                                               учитель русского языка и литературы

 

Классный час на тему: «Умники и умницы» (жизнь и наследие митрополита Макария (Булгакова)

Класс:  9

Цель: на примере жизни и наследия Митрополита Макария (Булгакова) формировать у обучающихся представления об общечеловеческих нормах морали.

Задачи:

1. Проверить у обучающихся уровень знаний и усвоение дополнительного материала о жизни и наследии митрополита Макария (Булгакова).

2. Развивать у обучающихся логическое мышление, интеллектуальный потенциал, интерес к жизни святых и подвижников Русской Православной Церкви.

3.Воспитывать уважение к выдающимся общественным деятелям Белгородчины, стремление к потребности совершать добрые поступки и дела.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; выставка книг: «Три гимна», «Житие Макария Булгакова», «Введение в православное богословие».

Область применения:

Внеурочная и внеклассная деятельность.

Форма: классный час.

Методы реализации:

эвристическая беседа;

выразительное чтение;

индивидуальная работа;

инсценирование.

Разработка классного часа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена.

 

Условия игры:

Ордена даются тем учащимся, которые отвечают на вопросы на дорожках или отвечающим на эти же вопросы с места. По количеству жетонов определяются тройки игроков.

Игроки каждой тройки выбирают себе дорожки после дополнительного вопроса учителя. На зеленой дорожке задается 3 вопроса (можно ошибиться 2 раза), на желтой два вопроса (можно ошибиться 1 раз), на красной дорожке один вопрос (ошибаться нельзя).

 

Ход классного часа

Выходят дети и читают стихотворение монахини Марины.

1 чтец: Преграды  пусть  и  расстояния,

И  нелегко  порой  идти,

И  встречи  пусть  и  расставания,

И  кажется,  что  не  дойти…

 2 чтец: Но  сквозь  пространства  и  сквозь  время

Протянута  невидимая  нить,

И  нас  она  соединяет  с  теми,

Кого  и  за  чертою  будем  мы  любить.

3 чтец: Господь  соединяет  этой  нитью

Всех  любящих  сердец  тепло,

И  вместе  мы  большая  сила,

И  не  страшно  нам  дьявольское  зло.

4 чтец: Мы  все  под  Божьей  благодатью  ходим,

И  если  радость  или  скорбь  в  душе,

Мы  утешенье  в  Господе  находим,

Во  веки  слава,  Господи,  Тебе!

5 чтец: За  все  благодарите  Бога,

Ведь  наша  жизнь  в  руках  Его,

И  Он  определяет  нам  дорогу

И  не  снимает  с  нас  покрова  Своего.

Учитель: Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Мы проведем его в форме игры «Умники и умницы (Слайд №1).

                                                 Инсценирование

Выходят три мальчика

Автор: Однажды заспорили три человека. А разговор у них был о том, что оставить своим детям в наследство.

 Первый: Я своим детям оставлю много денег. Они смогут всё себе позволить: покупать вещи, еду, хорошо жить.

 Второй: Нет! Я дам своим детям хорошее образование. Тогда они сами смогут заработать столько, сколько хотят.

 Третий: А я оставлю только один наказ: "Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением! "

Учитель: Чей родительский наказ самый важный и почему?

 Вы часто слышите слова: "О человеке судят по его поступкам.

Что это значит?

                                           Работа по карточкам.

 Прочитайте и проставьте номера так, чтобы то качество , которое самое важное , на ваш взгляд, было под № 1 и так далее. Те качества , которые не подходят, можете вычеркнуть (Приложение №1)

жестокий

злой

равнодушный

терпимый

чуткий

добрый

милосердный

Учитель: Какое качество не подходит и почему? (Ответы детей)

Какое качество у вас получилось самое важное и почему? (Ответы детей)

Выбирается первая тройка игроков

Вопросы теоретикам:

Объясните лексическое значение следующих слов:

1) Праведный (У верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам) 

2) Честный  (Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный) 

3) Святость (Одно из фундаментальных понятий христианского учения . Его основной смысл состоит в причастности человека Богу)

4) Милосердие  (Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия) 

5) Любовь (Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения) 

6) Истина (Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом) 

7) Добро (Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу)

8) Красота  (Все красивое, прекрасное, все то, что достается эстетическое и нравственное наслаждение)

9) Справедливость  (Справедливое отношение к кому-нибудь)

10) Терпение  (Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе) 

11) Чуткий (Отзывчивый, сочувственный. Чуткое отношение к людям. Чуткая душа)

/Три ученика, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят на дорожки. Выбирает дорожку первым тот, кто ответит правильно на предложенный учителем вопрос./

Учитель: Кому принадлежат следующие слова?

«Если от настоящего порядка вещей в пределах нашего отечества мы перенесемся мыслию в те отдаленные времена, когда не было еще в этих пределах самого царства Русского, и сравним прошедшее с настоящим, нас, без сомнения, поразит тогдашний беспорядок. Народы и племена, обитавшие на пространстве нынешней России, кроме того что находились на самой низкой степени общественного развития, разделены были между собою постоянною ненавистию. Взаимные раздоры, набеги и опустошения составляли главнейшее их занятие. Сильные теснили слабых, владычествовали над ними и в свою очередь делались рабами сильнейших. В

то же время орды диких пришельцев, как потоки огненной лавы, с шумом стремились в наши пределы и, протекая их из края в край, разрушали все, что ни попадалось, пока наконец не обессиливали себя взаимно. Царства готов, гуннов, аваров и хазаров, быстро возникавшие одно за другим на пространствах России, подобно грозным метеорам, от которых не раз приходил в трепет сам Римский колосс, так же быстро и распадались, не оставляя после себя почти ничего, кроме грозных обломков. Картина мрачная и самая безотрадная!» (Митрополит Макарий (Булгаков. История Русской Церкви.)

Учитель: Уникальна земля белгородская…Удивительный, щедрый и хлебосольный край… Цветущие сады, зеленеющие поля, строящиеся дома и…воздвигающиеся храмы. Поистине чудный край! В разное время прославляли его строители, учителя, инженеры, рабочие. Но наибольший вклад в дело становления Белгородчины как духовного оплота ее жителей внесли люди, причастные к Церкви.

Ученик: Ярчайшим примером был Митрополит Макарий Булгаков. Человек, прославивший наш родной край. Вся его жизнь была духовным подвигом во имя Церкви и людей. Он был человеком, вселяющим в души людские Свет Истины, Добра, Любви и Красоты…Красоты человеческого духа…

Учитель: Сегодня на нашей интеллектуальной игре мы узнаем, кто из ребят лучше всех знает жизненный и подвижнический путь  Макария Булгакова.

 

1 агон

Зеленая дорожка

1. Где и когда родился Михаил Петрович Булгаков — в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель?

(1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии).

2. Откуда эти строки?

А ты, которая звездою 
Вдали алмазною горишь 
И пылких юношей красою 
Своей Божественной манишь, 
Святая Истина! Ужели 
И для тебя простой лишь гимн 
Споет — от самой колыбели 
Поклонник прелестям твоим? 
О, нет! Богине благодатной 
Всего себя я отдаю 
И гимн любви, гимн благодарный 
Я целой жизнью пропою.

(Стихотворение Макария Булгакова «Три гимна»)

3. В жизни М.Булгакова было много знаменательных моментов. Расскажите об одном из них. Он произошел в 1841 году.

(Произошло знакомство иеромонаха Макария с епископом Афанасием (Дроздовым), ректором Петербургской духовной академии)

Желтая дорожка

1.Расскажите о родителях митрополита Макария Булгакова.

(Его отец, Пётр Булгаков, был бедным священником села Сурково. Как пастырь, о. Пётр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Священник  Пётр  умер в 1823 году, оставив шестерых  малолетних детей.

Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получила домашнее воспитание и  была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая..)

2. Назовите первые ученые труды будущего митрополита.

(«План христианской аскетики», «История Киевской духовной академии»)

Красная дорожка

1. В каком сане М.Булгаков окончил Киевскую духовную академию?

(В сане иеромонаха)

 

2 агон

Выбирается вторая тройка игроков (жетоны суммируются из отборочного тура и дополнительных ответов во время 1агона)

Выбирает дорожку первым тот, кто ответит правильно на предложенный учителем вопрос.

Учитель: «Многие не шутя, уверяют, что этот город без исторической святыни, без преданий, без связи с родной страною – город, построенный на сваях и расчете». О каком городе так писал В.Г.Белинский? Какую роль он сыграл в жизни М.Булгакова?

(Это Санкт-Петербург. Там Макарий Булгаков получает личностный и духовный рост)

Зеленая дорожка

1. Где юный Михаил получил первоначальное образование?

(В домашней школе своего крестного отца. В 1825 г. поступил в Корочанское духовное училище)

2. Когда состоялось  назначение М.Булгакова ректором  Санкт-Петербургской  Духовной  Академии?

(В декабре  1850 года) 

3. Какие лекции М.Булгакова были переработаны и публикуются отдельной книгой в Петербурге?

(«История христианства в России до святого Владимира, как введение в Историю Русской Церкви»)

Желтая дорожка

1. Как долго М.Булгаков читает богословные науки в Петербургской духовной академии?

(15 лет: с 1842 по 1 мая 1857 года)

2. Какие награды имел метрополит Макарий?

(4 апреля 1865 года   был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени; 16 апреля 1867 года -  орденом святого благоверного  князя Александра Невского. 20 апреля 1880 года    вышел Высочайший указ о причислении почетного архипастыря к ордену святого  равноапостольного

князя Владимира I степени)

Красная дорожка

1. Когда скончался митрополит Макарий? Где он похоронен?

(9 июня 1882 года. Погребение состоялось 15 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры).

 

3 агон

Выбирается вторая тройка игроков (жетоны суммируются из отборочного тура и дополнительных ответов во время 1и 2 агонов)

Выбирает дорожку первым тот, кто ответит правильно на предложенный учителем вопрос.

Учитель: Среди очерков и статей М.Булгакова особенно стоит выделить  именно эту статью, потому что она открыла науке писателя XI века — монаха Иакова. Как считают специалисты, «уже одно установление писателя XI века монаха Иакова и его произведений могло бы навсегда упрочить в науке имя разыскателя, но Макарий дал нам целый ряд таких открытий». Что это за статья?

(«Три памятника русской духовной литературы XI века»)

Красная дорожка

1.Какой труд принес Владыке Макарию докторскую степень?

(«Православное догматическое богословие» (1851—1853 гг.)

 

2. Куда поступает учиться М.Булгаков в 1827 г.?

(В Белгородское уездное духовное  училище)

 

3. Что происходило в жизни М. Булгакова в 1841—1842 учебном  году  (Иеромонах  Макарий читал  в Киевской  Духовной Академии  курс церковной  и гражданской  истории  на  новоучрежденной  кафедре)

Желтая дорожка

1. Назовите автора памятника Макарию (Булгакову), митрополиту Московскому и Коломенскому, перед зданием духовной семинарии в Белгороде

(2004, скульптор А. А. Шишков). 12 июня 2007)

2. Когда состоялось  назначение Макария Булгакова ректором  Санкт-Петербургской  Духовной  Академии?

(В декабре  1850 года)

 

Красная дорожка

1. В 1847 году Макарий  был  удостоен степени  доктора  богословия. За какое  сочинение он получил эту награду?

(«Введение  в православное  богословие»)

Финал

Учитель: Какой обет дает митрополит Макарий в 1842 году, будучи бакалавром Киевской академии?

(Все заработанные деньги хранить до тех пор, пока из них не составится приличная сумма, проценты с которой будут достаточны для установления ежегодных премий «для поощрения отечественных талантов»)

Зеленая дорожка

1.Где  были учреждены премии  за достойные оригинальные сочинения по предметам богословских и светских наук?

(При Академии наук и Синоде, через четверть века)

2. В каком  году  М.Булгаков  был  назначен инспектором Академии  и возведен  в  сан  архимандрита?

(В 1844 году)

3. О чем так сказал профессор А. П. Лебедев: «бесспорная эпоха в развитии церковно-исторической науки у нас, в России»?

новом уставе духовных академий, который был создан в 1869 году)

Желтая дорожка

1. О чем говорят специалисты: «Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария — это его чрезвычайная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу всякого знания, какой является История С. М. Соловьева для историков гражданских»?

( О создании М. Булгаковым «Истории Русской церкви»)

2. Чем запомнился Митрополит Макарий учащимся Петербургской академии? Приведите пример.

                  (М.Булгаков запомнился своей строгостью. Так, например, выход за пределы Духовной школы был возможен лишь дважды в неделю по отпускным билетам)

Красная дорожка

1.В 1997году была учреждена премия памяти  Митрополита 

Московского и Коломенского Макария  (Булгакова), присуждаемая в пяти

номинациях, назовите их.

(1.«История Православной Церкви».

 2.«История России».

3.«История Москвы и историческое краеведение». 4.«История православных стран и народов».

5. Учебник  или  учебное  пособие, представляющее

вклад в науку в одной из данных номинаций)

Подведение итогов, награждение победителей.

 

Учитель: Всего себя митрополит Макарий посвятил служению Русской Церкви. Он вел одинокий, аскетический образ жизни, и единственным

личным другом для него в этом мире была книга. Он был бессребреником и самоотверженным тружеником на пользу духовного просвещения Родины.

Ученик: История Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Русь и Русская Церковь, по мнению Преосвященного Макария, были особо отмечены Богом. («Разом, почти в один год, положены были первые основы русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование…»

Учитель: Жизнь и труд митрополита Макария сами стали славной частью Истории Русской Церкви. И именно о нем можно сказать: «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию».

 

Тема: «Всего себя  я отдаю святой истине»

Ход классного часа.

1.     Вступительное слово.

 

Учащиеся читают стихотворение «Белогорье» Марии Безрукавенко.

Моё святое Белогорье!

Родные, милые края

Здесь не увидишь прелесть моря,

Но это - родина моя!

Она как мать меня растила,

От зла хранила и огня.

Дала мне знания и силы

И в люди вывела меня.

И солнце ласковое светит,

И согревает всех людей,

Чтоб даже маленькие дети

Гордились родиной своей.

Чтобы они не знали горя,

И что б в сиреневом краю,

В любимом с детства Белогорье

они нашли судьбу свою.

Так пусть на радость - не на горе

Звездою светит вновь и вновь

Моё родное Белогорье -

Моя мечта, моя любовь! (Слайд №3)

Учитель: Не случайно наш край называют Святым Белогорьем: христианство имеет здесь тысячелетнюю историю.

На Белгородчине совершили свой духовный подвиг многие святые и подвижники Русской Православной Церкви: святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новомученики Российские епископ Никодим (Кононов) и архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский.

Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести, например, митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева.

В 2016 году отмечается 200 –летие со дня рождения Макария Булгакова- митрополита Московского и Коломенского.

Митрополит Московский Макарий принадлежит к числу великих богословов и церковных историков нашей страны, к числу приснопамятных святителей земли Русской.

2. Словарная работа

-Кто такой митрополит?

В словаре сказано  Митрополит  — высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество — второй после патриарха сан в церковной иерархии.(Слайд №4)

«Приснопамятный»- всегда поминаемый.

3.Жизненный путь Макария Булгакова.

А) Детство Макария Булгакова.

Памяти митрополита посвятил свои стихи ученый – историк Георгий Ильич Булгаков. Он так же был нашим земляком и земляком Макария Булгакова.

Бедная деревня

Курский чернозем.

Батюшки простого

Скромный тихий дом.

Книжка да молитва,

Рой пытливых дум.

Труд духовной школы...

Рос глубокий ум.

С той поры, как пали Идолы во прах,

На равнинах русских,

На горах, в лесах,

С той поры так ярко

Над родной землей

Светит христианство

Чудною звездой.

Митрополит Макарий – в миру Михаил Петрович Булгаков – родился 19 сентября (1 октября) 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской Губернии (ныне – Новооскольский район Белгородской области).  (Слайд №6 и 7) Его отец Петр Булгаков был священником села Сурково. Как пастырь, о. Петр оставил по себе самую добрую память, которая более полувека сохранялась среди прихожан. Он часто говорил в храме назидательные простые поучения и безотказно посещал дома своих пасомых по случаю крестин, венчаний и др. Многим беднякам в пору летнего рабочего времени было трудно найти восприемников, поэтому священник Петр приходил им на помощь и сам становился крестным отцом крестьянских детей.

Мать Михаила Булгакова, Стефанида Григорьевна, была дочерью священника Григория Спасского из Корочанского уезда. Получившая домашнее воспитание, она была женщина очень разумная, мягкая и благочестивая. Она усердно посещала церковные службы.

 

Продолжительные домашние молитвы сопровождала частыми земными поклонами. Помимо строгого соблюдения постов, Стефанида Григорьевна постилась и сверх положенного уставом. С особым вниманием и любовью она всегда слушала чтение Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. В 1850 году на ее пожертвования был устроен жертвенник в местной приходской церкви.

Михаил был третьим ребенком среди шести детей. Младенец родился слабым и в тот же день был крещен с именем Михаил. Мальчик от рождения обладал слабым здоровьем и постоянно страдал золотухой (распространенная среди детей болезнь, вид современного диатеза). Священник Петр умер в 1823 году, когда старшей дочери исполнилось 10, Михаилу – 7 лет, а самому младшему три месяца.

Семье едва хватало средств к существованию.

 В 1823 году пора было отдавать Михаила учиться. Мать послала своего сына к крестному отцу – священнику Павлу Никитскому, служившему за 7 верст от них. Священник Павел с давних лет содержал домашнюю школу. Такие школы были в большом ходу среди сельского духовенства в XVIII – начале XIX века. Туда отдавали своих детей для обучения грамоте как сами прихожане, так и окрестные священники. Михаил, несмотря на усердие и прилежание с трудом усваивал учебу: болезнь сопровождалась притуплением умственных способностей и особенно памяти. Однако он научился читать и писать.

Через 2 года мать отвезла сына в г.Корочу в приходское духовное училище. Хотя и там учение давалось с трудом, но преподаватели заметили настойчивость и трудолюбие мальчика. Впоследствии митрополит Макарий сам говорил, что он «всегда принадлежал к числу самых исправных и аккуратных учеников». Еще через 2 года, в июле 1827 года Михаил без задержек переходит в Окружное уездное духовное училище, расположенное в г.Белгороде в одном здании с Курской духовной семинарией.

Вскоре Господь наградил терпение трудолюбивого ученика. Ввиду плохих способностей уроки приходилось мальчику учить даже тогда, когда сверстники могли играть во дворе. От шума Михаил удалялся обычно с книжкой за сложенные на дворе дрова. Однажды случайно брошенный камень перелетел через поленницу и попал в голову Михаила так, что глубоко рассек кожу и вызвал сильное кровотечение. Вопреки ожиданиям, потеря крови не усилила болезненность мальчика. Напротив, с заживанием раны навсегда сошли все следы золотухи и мучительная болезнь навсегда оставила мальчика.

Б) Учеба в семинарии. (Слайд № 8)

Духовная семинария- учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.

За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником "благородного и отлично ревностного поведения" (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

В 1837 году он закончил духовную семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архимандрит Иннокентий (Борисов, † 1857), профессор Я. К. Амфитеатров († 1848), профессор архимандрит Димитрий (Муретов, 11883) и другие.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности. Его курсовое сочинение "План христианской аскетики" и "История Киевской академии" заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров, 11857).

Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

В год окончания духовной академии, 22 мая 1840 года, Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество.

15 февраля 1841 года ректором духовной академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М. П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария, в память Киевского митрополита священномученика Макария († 1497; память 1/14 мая).

 

25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Чигиринским Иеремией (Соловьевым, † 1884) — во иеромонаха.

В июне 1841 года он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при духовной академии преподавателем Русской истории церковной и гражданской. Лекции иеромонаха Макария по истории Русской Церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.

В семинарии обнаружились еще ярче выдающиеся способности семинариста Булгакова. За свои блестящие успехи в науках он приобрел такую любовь и расположение наставников, что они называли его не по фамилии, как обычно называли всех учеников, а по имени и отчеству - Михаил Петрович. Ректором семинарии был в это время архимандрит Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии архиепископ Таврический. Он и другие преподаватели не переставали заботиться о дальнейшем развитии юноши с необычайными способностями. Ректор семинарии в знак особого внимания к способному ученику дал ему для прочтения сочинение знаменитого проповедника того времени - архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", напечатанное в журнале "Христианское чтение". Это сочинение так поразило впечатлительного юношу, что он собственноручно переписал весь труд Преосвященного Иннокентия.

 В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, древние и новые, развил эту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются все его труды, привлекая к себе читателя строгой логичностью мысли и точностью языка. Благодаря содействию преподавателя русского языка Любицкого, Михаил Булгаков знакомился с литературой ивпоследствии с благодарностью вспоминал, что этот живой и талантливый учитель научил его любить русскую литературу и "великий, свободный русский язык".

 Юноша познакомился в семинарии с "Историей государства Российского" Н. М. Карамзина, с поэзией В. Л. Жуковского, который навсегда остался его наиболее любимым и созвучным поэтом.

 В 1837 г., 14 июня Михаил Булгаков окончил семинарию первым посписку и в августе того же года поступил в Киевскую Духовную Академию, получив высшие отметки по всем предметам вступительных экзаменов. Здесь еще в большем блеске развернулись замечательные дарования студента Булгакова: сила логического мышления, способность к усвоению богословских, философских и исторических знаний, к овладению иностранными языками, из которых он свободно владел латинским, греческим, еврейским и французским и свободно читал на немецком, итальянском и на всех славянских (польском, чешском, сербском, болгарском) языках.

В) Работа.

15 февраля 1841 г. студент Михаил Булгаков, согласно своему прошению, был пострижен в монашество с именем Макария и по прошествии не-скольких недель рукоположен в иеродиакона. Окончив Академию с ученойстепенью магистра, он 23 июня 1841г. был рукоположен в иеромонаха и 2 августа назначен бакалавром Академии при только что открытой кафедрерусской гражданской и русской церковной истории.

 Судьба, однако, не сулила молодому ученому отдать свои силы на служение воспитавшей его Киевской Академии. 5 августа 1842 г. иеромонах Макарий был переведен на работу в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Петербургский период жизни Макария длился 15 лет (1842-1857) (Слайд №9), в продолжении которых он прошел весь путь академической работы- от преподавательской деятельности до ректуры включительно. Ректорство его, хиротонисанного в 1851 г. в сан епископа, оставило глубокий и благотворный след в истории Академии.

 В 1857 г. епископ Макарий был назначен на Тамбовскую кафедру. Прощание ректора со студентами и сослуживцами носило необычайный характер и свидетельствовало о глубокой нравственной связи, установив-шейся между всем коллективом Академии, о полном единодушии в нем.

В 1859 г. епископ Макарий был переведен архиепископом из Тамбова в Харьков, а в 1868 г. из Харькова в Вильно. В 1879 году архиепископ Мака-рий был возведен в сан Митрополита Московского, в котором и пребывалдо самой своей кончины в 1882 году.(Слайд № 10)

В) Научные труды.(Слайды № 11-13)

 

В августе 1837 года М. Булгаков поступил в Киевскую духовную академию, и вскоре начали появляться его первые ученые труды — «План христианской аскетики», «История Киевской духовной академии». Руководителем М. Булгакова в последней работе был сам епископ Иннокентий, превосходный знаток прошлого юго-западного края. Одновременно с научными занятиями в душе М. Булгакова продолжал утверждаться определенный аскетический идеал в горячем устремлении к Богу.

 В это время он пишет стихотворение «Три гимна», в котором выразилась его юношеская мечта (с семинарских пор Преосвященный Макарий увлекался поэзией В.Жуковского, произведениям которого не без успеха подражал). Последний гимн гласит:

А ты, которая звездою

Вдали алмазною горишь

И пылких юношей красою

Своей Божественной манишь,

Святая Истина! Ужели

И для тебя простой лишь гимн

Споет — от самой колыбели

Поклонник прелестям твоим?

О, нет! Богине благодатной

Всего себя я отдаю

И гимн любви, гимн благодарный

Я целой жизнью пропою. (Слайд № 14)

Эта юношеская программа была выполнена сполна, и на всю жизнь инок Макарий остался бескорыстным поклонником Истины.

После выхода в свет в 1857 году первых трех томов «Истории Русской Церкви» Преосвященный Макарий получил кафедру в Тамбове.

В 1858 году Преосвященного Макария переводят в Харьков, где до декабря 1868 года он ревностно управляет епархией, а затем принимает назначение на кафедру архиепископа Литовского и Виленского. И в Тамбове, и особенно в Харькове ему удавалось, кроме успешного выполнения многотрудных архипастырских обязанностей, продолжать свои занятия по Истории Русской Церкви.

В декабре 1865 года было окончено печатание IV и V томов, а затем, вплоть до года кончины (1882), выходили всё более совершенные тома «Истории Русской Церкви». В 1879 году Преосвященный Макарий принимает назначение на кафедру митрополита Московского и Коломенского, но не прерывает упорного научного труда. В 1879—1881 гг. вышли в свет X и XI тома, а XII и начало XIII были изданы в 1883 году братом почившего великого историка [7, с. 188] протоиереем Казанского собора Александром Петровичем Булгаковым.

Г)  Награды. (Слайд №15)

4 апреля 1865 года  был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

16 апреля 1867 года орденом святого благоверного князя Александра Невского.

20 апреля 1880 года  вышел указ о причислении почетного архипастыря к ордену святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Д) Премии Макария Булгакова

Еще более важное нововведение макарьевского устава 1869 года — изменение порядка присуждения ученых степеней. Степень магистра богословия давалась отныне за печатное сочинение, публично защищенное обычным порядком. А степень доктора богословия теперь стали присуждать не в Синоде, исключительно редко удостаивавшем этой степени ученых богословов, а в самих академиях. Таким образом, благодаря Преосвященному Макарию в академиях введены были такие же порядки присвоения ученых степеней, как и в русских университетах. «Это сильно» двинуло вперед церковно-историческую науку. Появилось значительное число как магистерских, так и докторских ученых диссертаций по вопросам церковно-исторической науки» (там же), и значение этой науки поднялось повсеместно.

Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели.

Собранные в течение долгих лет собственные денежные средства митрополит Макарий завещал Святейшему Синоду для учреждения премий за лучшие научно- богословские труды.(Слайд №)

Премии митрополита Макария присуждались с 1884 – 1917гг.

Существовало 4 вида премии.

Одна присуждалась Академией наук (по всем отраслям науки)

Две-Святейшим Синодом (за учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам)

Одна- Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы)( Слайд № 16)

В 1997 году была учреждена премия памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), присуждаемая в пяти номенациях:

1.     «История православной церкви»

2.     «История России»

3.     «История Москвы и историческое краеведение»

4.     «История православных стран и народов»

5.     Учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.(Слайд №17-20)

В городе Белгороде есть Памятник Макарию (Булгакову), митрополиту Московскому и Коломенскому, перед зданием духовной семинарии (2004, скульп. А. А. Шишков).(Слайд №21)

В 2016 году исполняется 200 лет со дня рождения  одного из выдающихся иерархов Русской Православной церкви, члена Священного Синода, церковного ученого, доктора богословия Митрополита  Макария ( в миру Михаила Петровича Булгакова).

В преддверии этой даты на его родине в селе Сурково Щебекинского района создается духовно-просветительский центр. ( Слайд №22)

4.Полведение итогов.

Какой святой истине отдавал себя Макарий Булгаков?