Епископ Харьковский

18 апреля 1859 г. преосвящ. Макарий назначен епископом Харьковским и Ахтырским.

Харьковская епархия к моменту его назначения была сравнительно благоустроенной, поэтому еп. Макарию оставалось только поддерживать ее в таком же состоянии.

В первые годы управления епархией преосвящ. Макарий много уделял внимания улучшению и совершенствованию делопроизводства в епархии, которое до него было порядком запущено и добился положительных результатов.

После приведения в порядок епархиального управления одной из главных забот преосвящ. Макария было церковное благочиние. Он строго следил за тем, чтобы богослужение во всей епархии совершалось согласно с церковным уставом и чтобы духовенство неуклонно исполняло все канонические постановления относительно богослужения. Одновременно он принимал все меры к тому, чтобы церковные службы в его епархии отправлялись благолепно, благоговейно и, по возможности, торжественно. Заботился преосвященный и о том, чтобы духовенство в его епархии было грамотным и священнические места занимали лица либо с семинарским образованием, либо достигшие церковных познаний путем самообразования. По его инициативе в Харькове была создана общая церковная библиотека, услугами которой могло пользоваться все харьковское и все приезжающее духовенство, а также и светские лица. Внимательно относился Макарий к нуждам духовенства и членам его семейств, оказывая им всевозможную помощь. Среди же паствы своей всячески поддерживал дух религиозного настроения, дух благочестия. С целью увеличения этого чувства он много уделял внимания благолепию храмов и восстановил в Харьковской епархии несколько крестных ходов, ранее существовавших, но со временем забытых.

В 1867 г. при деятельном участии еп. Макария был открыт в Харьковской епархии новый мужской монастырь в с. Рясном во имя св. великомуч. Дм. Солунского.

Важное значение придавал преосвящ. Макарий школам в деле христианского просвещения народа. Он сам следил за направлением преподавания в открытых школах и принимал все меры к утверждению церковного духа в них. Благодаря тем усилиям, которые предпринимал еп. Макарий, число народных училищ в Харьковской епархии увеличилось за время его управления в 4 раза и составляло к началу 1869 г. - 405 училищ.

Много трудился преосвященный над искоренением в епархии раскола и сектанства, но больших успехов в этой области он не достиг.

Для ближайшего и непосредственного знакомства с пастырской деятельностью епархиального духовенства и с религиозно-нравственным состоянием харьковской паствы еп. Макарий в течение года несколько раз путешествовал по епархии, при этом был внимателен ко всему до мельчайших подробностей. Продолжительность каждой поездки иногда доходила до 14 дней.

Харьковская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось в 1867 г. 777 церквей. Всю тяжесть управления такой обширной епархией еп. Макарий нес один. И только в 1866 г. ему был дан в помощь викарий.

Под неослабным вниманием еп. Макария находились учебные заведения Харьковской епархии, к которым относились: семинария, три низших мужских училища (Харьковское, Ахтырское и Купянское) и одно женское училище девиц духовного звания. Его заботами в указанных школах был водворен порядок.

Большое внимание уделял еп. Макарий делу улучшения материального положения воспитателей и воспитанников учебных заведений. Изыскивая местные источники дохода, он 1 марта 1866 г. обратился ко всем церквям своей епархии, призывая их отчислять незначительную часть своих доходов на улучшение благосостояния духовных учебных заведений. Это обращение не было бесплодным, все церкви откликнулись на его призыв и намеченные мероприятия по улучшению благосостояния были осуществлены. Сам еп. Макарий ежегодно жертвовал из своих собственных средств по 300 рублей на духовно-учебные заведения.

Вместе с тем, преосвящ. Макарий не бросил в Харькове и научно-литературной деятельности. Он просматривал и дополнял свои прежние труды и писал новые по русской церковной истории, небольшие статьи и исследования. Преосвященный состоял главным сотрудником журнала "Духовный вестник".

Весьма видное место в харьковский период жизни еп. Макария составляют его проповеди. Сохранилось 64 проповеди, произнесенные им в Харькове. Отличительной особенностью харьковских проповедей является их современность, они как бы давали хронологию важнейших вопросов выдвигавшихся в этот период обществом. Важно отметить, что еп. Макарий приветствовал отмену крепостного права в 1861 г. и введение земских учреждений в 1865 году.

В Харькове епископ Макарий выполнял ряд поручений своего высшего начальства духовного, а также и светского. Так ему было поручено дать свой отзыв о работе Комитета 1860 г. по преобразованию духовно-учебных заведений; по поручению Св. Синода он рассматривал и давал свои отзывы на сочинения разных авторов; по просьбе Министерства народного образования он давал свой отзыв на проекты уставов для университетов и средних светских учебных заведений.

В личной своей жизни епископ Макарий любил уединение, любил наслаждаться природой, поэтому он ежегодно посещал Святогорский Успенский монастырь, который кроме своей святости и древности отличался прекрасным месторасположением.

Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование еп. Макарий сделал в 1867 г. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тыс. рублей). Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Учитывая заслуги преосвящ. Макария, Св. Синод неоднократно изъявлял признательность ему за разные частные услуги.

8 апреля 1862 г. он был возведен во архиепископа, 4 апреля 1865 г. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени большого креста, а 16 апреля 1867 г. - орденом св. Александра Невского.

20 июля 1868 г. архиеп. Макарий был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде.

Через два месяца после прибытия в Петербург 23 ноября 1868 г. архиеп. Макарий был назначен совершать погребение почившего Литовского митр. Иосифа (Семашко). А 10 декабря 1868 г. последовало назначение преосвящ. Макария архиепископом Литовским и Виленским.